Разменянная память
Наш корреспондент с трудом добрался до Невского пятачка и увидел разрушающийся мемориал
О том, что в Невскую Дубровку, где в годы Великой Отечественной войны развернулось кровопролитное сражение, попасть непросто, известно всем. Особенно водителям, у которых после поездки, больше похожей на ралли, летят рессоры. Немало разговоров ходит и по поводу мемориала павшим, который сложили наспех: оттого народу стыдно показывать. Дождавшись открытия велосезона, корреспондент «Вечёрки», закусив удила и смазав звездочку заднего колеса самым что ни на есть импортным маслом, решил пробиться к загадочной Невской Дубровке, дабы увидеть все своими глазами. И уже на первой версте пожалел, что велосипед не летает, как вертолет, а шины совсем не похожи на траки легкого танка...
Эх, дорожка фронтовая...
Это ли расстояние?! «Невская Дубровка - 14 км», гласила стандартная надпись на перекрестке дорог. Ну, пусть побито покрытие, так что, я битых дорог не видел или ни разу в жизни по головоломной Приозерской трассе не гонял? Водитель «КамАЗа», который загорал, будучи намертво пришвартованным лейтенантом ГИБДД, лениво спросил:
- Ты куда?
- В Дубровку.
- Хочешь, колесо свое запасное дам?
- Зачем?
- Поставь на свой драндулет, тогда, может, доедешь.
Водила расхохотался, а лейтенант улыбнулся, как показалось - сочувственно.
В деревне с чудным названием Хапо-Ое, до которой я добрался без особого труда, меня встретили два труженика полей, которые по случаю ленинского субботника с раннего утра успели крепко отметить сие радостное для селян событие.
- Эта дорога - на Невскую Дубровку? правильно еду?
- На Дубровку дороги нет.
- Как?
- Так.
Ну что с наотмечавшихся взять? Они, быть может, продукт некачественный из сельпо употребили - вот и несут всякую околесицу...
А ведь ее - дороги - действительно нет! Впечатление - эскадрилья бомбардировщиков с утра пораньше все, что именовалось дорогой, перепахала. Машины по правилам не ездят - этого сделать нельзя по определению. Лавируют - как горнолыжник на склоне. Cтоит ли удивляться, что водители автобусов отказываются везти экскурсии школяров к мемориалу славы: боятся разбить машины!
Я - на обочину, мне проще, потому как колес меньше. Вжи-ж-ж-ж-ж-жик! - тут же въехал в грязное месиво. Слез, чтобы велосипед вызволить (педали крутить бесполезно), отпустил руль, а велосипед... стоит! Как ложка в деревенской сметане! Даже не шелохнется! Вот она - дорожка фронтовая...
В общем, 14 км я ехал (если это можно назвать ездой), распугивая весенних птиц бранными словами, ровно 2 часа 40 минут. Путь по кольцевой от Выборгского шоссе до развязки на Мурманскую трассу занял 2 часа 15 минут, а это, между прочим, 35 км - вот и сравнивайте.
За последние три года мне довелось немало поколесить по окрестностям, нечто подобное шины моего велика месили только на пути от Левашова к развязке на Лисий Нос. Но по тому «аппендиксу» в основном ездят помойные машины на свалку. Но здесь-то, простите, путь ведет к воинскому мемориалу и братскому захоронению!
Битая плитка воинского мемориала
Сам мемориал находится на подъезде к Невской Дубровке, верстах в полутора. (Ничего не буду говорить о доминанте комплекса - стилизованном под православный храм сооружении из металлических конструкций, ибо в архитектуре не силен: как бы кого не обидеть опрометчивым словом.) На площадке - мусор. Долго ходил вокруг странной, полуразвалившейся штуковины, силясь догадаться, что это такое, пока не дошло: да это же трибуна - речи говорить! И не срамно на нее влезать будет? И каково тем, кто станет внимать речам, такое убожество лицезреть?
Но главная боль, что резанула по сердцу, - отваливающиеся плитки мемориала. Халтура! Ломовая халтура - вот чем занимались те, кто отделывал мемориал. На обнаженной штукатурке заметил стеклянные, запотевшие изнутри кругляшки. Присмотрелся... Иконы Николая Чудотворца! Позже жители Невской Дубровки рассказали, что эти иконки кладут родственники тех, чьи имена навечно вписаны в камень.
На скамейке возле старых солдатских захоронений помянул я героев, попросил прощения и предался горестным раздумьям...
Как так все получается? Региональная программа дорожного строительства принята на период до 2010 года, федеральный центр помогает деньгами - пять с лишним миллиардов рублей будет «закатано» в дороги в нынешнем году - рекордная сумма! О дублере кольцевой размышляют, он может пройти неподалеку от здешних мест.
Но неужто нельзя эти 14 км привести в порядок? Между прочим - к населенному пункту, и пункту немаленькому, эти километры ведут - не говоря уж о мемориале и собственно Невском пятачке.
Предложения звучат о закладке к юбилею Победы новых памятников - хорошее дело, нужное - и с точки зрения благодарности тем, кто спас страну, и с точки зрения воспитания юношества... Но прежде чем проектировать новые памятники, давайте приведем в надлежащий вид те мемориалы, что стоят на местах сражений, - братские могилы, отдельные воинские захоронения.
Битая плитка горкой лежит! Рванина на трибуне! Пивная банка на могиле сержанта Красной Армии!
Это что - суммы астрономические нужны по нынешним, благополучным временам, дабы последствия строительной халтуры устранить и благоустройством заняться?! Это что - великая и неразрешимая проблема хотя бы отсыпку дороги сделать, если один километр будущего дублера кольцевой оценивают в два миллиарда целковых и сумма эта никого не пугает?!
Тишина и покой над Невой...
Распалив себя такими мыслями, вскочил я в седло, ровно маршал Буденный на боевого коня, растараканил усы, воинственно распушил бороденку и покатил в Невскую Дубровку с намерением всенепременно застать местное начальство на субботнике и сказать все, что думаю, - по-простому, без всяческих там политесов.
«Какого вы тут поставлены, если я чуть ли не на бровях к монументу павшим добрался и увидел там такое, о чем писать - рука отказывается?! Быть может, заброшенная дорога вам нужна, чтобы до разваливающегося монумента мало кто доехал, позора вашего не видел?!» - именно такие колючие фразы я заготовил, пока скакал по ухабам последнего километра доро... Нет, не дороги, конечно, а пути на Невскую Дубровку.
Селение встретило чистотой и тишиной. Субботник давно закончился - что неудивительно. Пока доедешь, не только субботник, но и воскресник можно провести и к новой рабочей неделе приступить. Начальство потому не сыскал. Зато весьма приветливое местное население указало путь на Невский пятачок...
На холме, на фоне медленно несущей свои воды Невы, возвышается крест - не стилизованный, из труб, а самый настоящий, православный, с божьими ликами.
Памятные плиты, якорь... Где-то на горизонте, далеко, на другом берегу Невы, видна часовня.
Величественное место! Эпохальное! А там, за спиной, скрытый ухабами и ямами, сиротливо греется в лучах весеннего солнца разрушающийся воинский мемориал - как укор всем нам, ныне живущим...
Леонид ЕВОЧКИН
Фото автора
Из первых рук
Глава администрации Всеволожского района Игорь Самохин сообщил «Вечёрке» о том, что руководство области ситуацию с дорогой, ведущей на Невскую Дубровку, знает. Там даже случались акции, когда народ попросту перекрывал «убитую» трассу. Главные виновники - «КамАЗы», которые перевозят песок из карьера. По словам Игоря Владимировича, председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту Михаил Козьминых пообещал жителям, что в мае нынешнего года на дороге начнутся восстановительные работы. Относительно мемориала воинской славы, находящегося на подъезде к Дубровке, господин Самохин пообещал переговорить с главой муниципального образования. И поблагодарил газету за своевременный сигнал...
От редакции
20 марта мы опубликовали мнение директора музея «Невский пятачок» Александра Осипова, который, несмотря на многочисленные обращения в вышестоящие инстанции, не может добиться ремонта дороги и воинского мемориала. Судя по увиденному, и в преддверии Дня Победы никто не торопится с наведением порядка.
Просим рассматривать эту публикацию как официальное обращение к председателю областного комитета по дорожному хозяйству и транспорту Михаилу Козьминых, главе МО «Дубровское городское поселение», председателю совета депутатов Саяду Алиеву. Надеемся, эти господа примут неотложные меры для того, чтобы памятное всем петербуржцам и жителям Ленобласти место обрело наконец надлежащий вид и качественную инфраструктуру.
Важно: Правила перепоста материалов