Пожелтеет ли Эрмитаж?
Специалисты ведут активные дискуссии о возвращении архитектурным доминантам города исторических цветов
Как вы относитесь к тому, что, выйдя в один прекрасный день в центр города, увидите Адмиралтейство, покрашенное в желто-красно-золотистые цвета? А через площадь - Эрмитаж, сверкающий песчано-желтыми фасадами на фоне хмурого питерского неба? Напротив него - изумрудно-мраморное здание Главного штаба... Картина, согласитесь, изменится полностью, станет непривычной нашему глазу, зато - исторически достоверной. На возвращении фасадам исторических зданий и архитектурных доминант оригинальной, разработанной великими архитекторами расцветки настаивает ряд специалистов Эрмитажа и КГИОП - и на то есть ряд объективных причин.
Как подарок кайзера испортил Зимний дворец
Речь в первую очередь идет об изменении цвета Эрмитажа и здания Главного штаба. В штабе грядет грандиозная реконструкция, в самое ближайшее время определят подрядчика, начнутся работы, и через 21 месяц смелый проект, о котором «Вечёрка» уже сообщала, будет реализован. В связи с этим и возникла идея вернуть архитектурному ансамблю Дворцовой площади «родной» колер. Хотя какой колер считать родным? Научный сотрудник Эрмитажа Валерий Лукин, занимавшийся изучением вопроса, на недавней конференции по колориту зданий исторического центра Петербурга поведал, что после сдачи Зимнего дворца «под ключ» он был покрашен в желтовато-песочный, охристый цвет, с противоположного берега казалось, что здание - каменное, сложено из песчаника. Потом фасады стали оранжевыми, а при государе императоре Николае II - так и вовсе красными! По поводу этого цвета даже есть легенда, согласно которой германский кайзер накануне Первой мировой войны послал русскому императору в подарок вагон сурика - краски для кораблей. Но ее качество моряков не устроило. Тогда, дабы добро не пропадало, краску решили использовать на фасады. И «первой жертвой» стал Зимний дворец. Этот колер абсолютно все исследователи признают крайне неудачным. Поэтому в сороковых годах прошлого века был разработан новый, привычный нашему глазу дизайн.
В связи с работами в Главном штабе проявилась возможность вернуть архитектурному комплексу Дворцовой площади оригинальную «раскраску». Кстати, вскоре фасад Штаба затянут баннером, на котором это здание будет представлено уже в новых цветах, - можно будет посмотреть и составить первое, самое приблизительное впечатление.
Город желтый, город длинный
Что касается колера всего исторического центра, который, как известно, центральной площадью не ограничивается... Пару лет назад корреспондент «ВП» задал вопрос американским джазовым музыкантам: каковы их первые впечатления от Петербурга? Артисты ответили: «Если наш Нью-Йорк - серый и вертикальный, то Петербург - желтый и длинный». Этой фразой сказано все, что касается колера: песочно-солнечный цвет в исторической части преобладает. Однообразие цветов признает и доктор архитектуры Геннадий Русанов. Хотя в былые века, учитывая специфику климата, окраску фасадов делали более разнообразной, оживляющей пространство под вечно хмурым небом. На Невском проспекте, например, встречались дома и светло-желтого, и розового, и зеленого, и синего колеров. Дворец Белосельских-Белозерских в не столь отдаленные от нас времена, когда здание занимал райком КПСС, покрасили масляной (!) краской. Впоследствии стены расчистили, выяснилось, что изначальный цвет - розовый. Его и вернули дворцу.
Примеров, когда здание за всю свою многовековую историю неоднократно меняло внешний облик, - предостаточно, этой участи, по словам специалистов, избежали разве что Сенат и Синод (если иметь в виду культовые архитектурные доминанты).
Все участники конференции по колористике зданий исторического центра Петербурга признали, что вопрос этот - дискуссионный, нуждается в широком обсуждении, которое ожидается очень бурным и совсем не простым.
В тему
Георгий Шереметьев: Прежде чем перекрашивать, надо хорошо подумать
Учитывая значимость вопроса, мы не могли не поговорить с главным художником города, у которого - свой взгляд на колористику центра города и спальных районов.
- Господин Шереметьев, как вы относитесь к тому, что специалисты предлагают вернуть фасадам известных всему миру зданий историческую окраску?
- Надо хорошо подумать, надо посмотреть. Если честно, первое впечатление от этого предложения - не очень. Понимаете, когда строились Зимний дворец, Адмиралтейство, Главный штаб, архитекторы работали под натуральный камень - поэтому и был выбран такой колер. Но в любом случае тему надо обсуждать и на основе обсуждения принимать некую концепцию...
- Цвета Невского проспекта вас как главного художника устраивают?
- Дело в том, что по Невскому проспекту разработан специальный регламент и там есть вся расколеровка. У нас есть развертки по улицам с указанием колера всех домов. Но в чем тут проблема? Любая колористика основывается на том, что у нас много памятников. И памятники задают колористические доминанты - а мы под них уже подстраиваемся. И поэтому мы всегда просим КГИОП, если специалисты находят какие-то новые, исторические цвета: давайте обсуждать это вместе, иначе у нас появляются провалы. Вдруг в зеленой застройке появляется нечто бледно-розовое - это, согласитесь, вызывает некоторое недоумение. Этим надо заниматься вместе, и тогда КГИОП вместе с КГА, когда подойдет время, дадут согласие на перекрашивание двух-трех фасадов. Да, некоторые провалы есть, но, на мой взгляд, Невский проспект окрашен достаточно гармонично.
- А фасады многочисленных новостроек в спальных районах соответствуют петербургской традиции?
- Раньше город строился в светлых тонах - брали светлый кирпич или штукатурку светлых тонов. Сейчас у строителей - самые разнообразные облицовочные материалы, и здесь мы должны знать, что мы хотим сказать такой архитектурой. «Зажатые» другими строениями здания за счет цвета можно сделать более свободными. Когда строятся тесно стоящие здания - так называемая встройка - цвета должны быть нивелирующими. Посмотрите для примера на перекресток проспектов Луначарского и Гражданского, где строится новый квартал. Там новостройка - активного красно-коричневого цвета. А рядом - два серых дома. Мало того, что они ниже нового, так он их еще и цветом «задавил». Такое решение, на мой взгляд, - неудачное.
- Цветовая палитра новых кварталов как-то регулируется?
- У нас есть поручение от главного архитектора по поводу того, что при согласовании проектов всех новых кварталов мы будем думать о колере фасадов. Поэтому колористически все дома квартала будут объединены, хотя каждый из них вполне может иметь свой цвет или оттенок...
Подготовил Николай АЛЕКСАНДРОВ
Важно: Правила перепоста материалов