Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Валерий Гергиев

отметит свое 55-летие гала-концертом

Много лет мы наблюдаем, как творит этот поистине удивительный музыкант, который никогда не стоит на месте, который умеет охватить, обобщить мировые музыкальные тенденции - и дать им новый, плодотворный поворот. «Наблюдаем» - неверное слово. Его концерты, спектакли - место, где всегда можно услышать нечто небывалое, вдохновляющее. Подобных мест - прибежищ высокого музыкального искусства в России, да и во всем мире, - считанные единицы. За годы своего творчества, почти невероятного по интенсивности, Гергиев достиг той искусности, дознался тех тайн музыки, которые дают постоянство величия. Величия, проступающего в любой работе, в прикосновении к любой партитуре. Оно может выразиться в совершенстве - в головокружительной стройности, как бы по волшебству возникающей из напряженной, обостренной экспрессии. Так было в ряде симфоний Малера, когда Гергиев исполнял «монографический» цикл этого композитора. Оно может заявить о себе в процессе исполнения, когда дирижер и его оркестр присматриваются к партитуре, сживаются с нею - и вдруг заключенные в ней высоты и глубины разворачиваются в полной мере... Так было в «Сусанине» на открытии нынешнего сезона Мариинского театра, так было на недавней премьере «Псковитянки».

Нет музыки более великой, более изысканной и сложной, чем «Сусанин». Помню, как шли эти номера - один другого прекраснее, как что-то удавалось блистательно, что-то оставалось вовсе незамеченным. И вдруг - где-то в конце Польского акта - зазвучало все, зазвучало мощно и согласно. Словно бы распахнулись непомерные дали, откуда несется титаническое дыхание гения. Так - настолько всерьез - Глинка не исполнялся, пожалуй, никогда...

Да, благодаря Гергиеву классическое наследие звучит у нас в таком объеме, как никогда ранее. Но еще важнее то, что звучит оно на особом качественном уровне.

Уровне, который бессмысленно называть высоким, высочайшим. Гергиев учитывает традиции прочтения великих произведений - и полностью игнорирует штампы. Он сформировал в оркестровом коллективе своего рода культуру, в которой главное - стремление озвучить текст как он есть, из-под обложки нотного тома вывести на свет заключенные в нем чудеса. И, заметим, сделал это в период, когда не только звуковые чудеса рисковали навеки остаться под обложками - самим нотным томам грозила опасность быть погребенными в пыли библиотек. В период частных, «левых» поисков, тщедушного концептуализма он дал музыкантам возможность слышать практически все главное, созданное за два столетия в Европе и России. И «главное» звучит не просто вживую - оно наполняется живой жизнью. Будем надеяться, что нынешняя музыкальная молодежь воспользуется этой уникальной возможностью.

Роман РУДИЦА, фото Натальи Чайки

Валерий Гергиев отметит свой день рождения в Москве. 2 мая в Большом зале столичной Консерватории состоится гала-концерт, посвященный 55-летию маэстро.

В нем примут участие многие звезды мирового масштаба, среди которых немало его друзей. Выступят оперные примадонны Анна Нетребко и Ольга Бородина, скрипач Вадим Репин, альтист и дирижер Юрий Башмет, тенор Владимир Галузин, балерина Ульяна Лопаткина. И конечно же, оркестр Мариинского театра, которым будет управлять сам Валерий Абисалович.

Сам юбиляр подчеркнул, что концерт - благотворительный: «Я всех ребят предупредил, что мы просто вместе выйдем помузицируем, это будет прежде всего связано с благотворительным характером акции, а также по какой-то случайности это еще и день моего рождения»!

Редакция «Вечёрки» и ее читатели рады возможности поздравить Валерия Гергиева с днем рождения и пожелать ему здоровья и творческого долголетия!

↑ Наверх