Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Шишкин в шоколаде

Почему в Русском музее открыли выставку знаменитого русского художника

Из Третьяковки на выставку Шишкина прибыли «Рубка леса», «Полдень в окрестностях Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу». Кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русскому музею принадлежат «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна». Показывают этюды и графику художника, в которых, как полагают специалисты, он наиболее ярко выразил свою индивидуальность.

Иван Шишкин действительно известен всем и каждому. Презираем эстетами и любим народом. Первые обвиняют художника в натурализме и отсутствии творческого порыва и вдохновения. В том, что, мол, писал свои леса так, будто подсчитывал деревья и заносил их в реестр. Народ же любит Шишкина как раз за то, что у него на картинах все «как в жизни». Кроме того, при взгляде на знаменитых мишек («Утро в сосновом лесу») невозможно не ощутить на языке сладость, воскрешающую знакомый вкус любимых с детства шоколадных конфет.

Его картины - своеобразные «поп-полотна», которые растиражированы, растащены по репродукциям, сувенирам, футболкам, пакетам, фантикам, коробкам конфет, рыночным коврикам. Но как за глянцевым образом звезды порой скрываются и настоящий талант, и редкая красота, и богатство мысли и чувств, так и Шишкин не столь прост, чтобы сразу относить его искусство к примитиву, к кичу.

Другое дело, что Шишкин выпадает из времени. Со своей любовью к природе, тщательным, детальным подходом к изображению таинственной жизни лесов современному человеку он может показаться скучным. Потому что жизнь стала такой насыщенной событиями, поток информации столь мощным, а темп таким быстрым, что природу мы видим только из окна поезда или автомобиля как мелькание листвы и стволов, без деталей, без возможности ощутить запахи и постичь всю ее сложность и красоту.

Сегодня почти никто не читает длиннейшие описания природы в классических романах, как бы мастерски они ни были написаны. Потому что скучно! То же самое чувство могут вызвать и картины Шишкина. Но стоит сделать над собой усилие и заставить себя остановиться, сконцентрироваться, как прелесть пейзажей Шишкина откроется.

Вот, например, не слишком известная картина «Дождь». Там, в пространстве холста, так хорошо, что хочется туда войти и... там остаться. Тишина, покой, свежий воздух. Моросит дождь, воздух сырой, насыщенный влагой. Словно в реальности ощущаешь его свежесть, вдыхаешь запах мокрой листвы, земли, травы. По тропинке, убегающей в затуманенную даль, бредет парочка, укрывшись под одним зонтом. Чуть впереди - молодой человек. Кажется, это семья - супруги, прожившие немало лет бок о бок, и их сын. И еще почему-то кажется, что они счастливы и безмятежны, как только мог быть счастлив человек тогда, в середине XIX века...

Зинаида АРСЕНЬЕВА

Прямая речь

Евгения Петрова, зам. директора ГРМ по науке:

- Понятно, что прежде всего возникает вопрос: а с чего это вдруг музей решил показать Шишкина? Да, он классик, да, его имя навязло в зубах, да, его можно отнести к художникам-реалистам. Но, когда смотришь на его работы, собранные вместе, начинаешь понимать его значение, четче видеть, какое место он занимает в истории русской живописи. Он оригинален. То, что есть у него, не повторяется ни у кого. Те мотивы, которые он нашел, такие корабельные рощи, такие морозные зимы, такие мишки принадлежат только ему.

В недавнее еще время принято было упрекать его в натуралистичности, писать, что это не живопись, а фотография. Но достаточно посмотреть на его работы, чтобы понять, это - именно живопись, причем блестящая живопись. Все дышит, все звучит.

↑ Наверх