Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

60 тысяч кусочков счастья

Единственный в мире «цирк для хулиганов» собирает средства на новый шатер

Чтобы призвать людей помочь детям в детском доме, нужна всего пара секунд — это понятно всем и сразу. А вот объяснить, что такое социальный цирковой проект и почему его тоже необходимо поддерживать, требует гораздо больше сил и времени (по крайней мере, в нашей стране). Хотя в основе «Упсала-цирка» лежит настолько простая и очевидная идея, что становится странно, почему она никому больше в нашей стране не пришла в голову.


Несовершеннолетние артисты
Все артисты «Упсала-цирка» — дети и подростки в возрасте от 6 до 20 лет (всего — около 70 человек). Все они так или иначе оказались в сложной жизненной ситуации. Ребята приходят из кризисных центров, из детских домов, из приютов, из других социальных учреждений. Здесь они изучают цирковое искусство — акробатику, жонглирование, актерское мастерство и хореографию, основы брейка. Занимаются с ними как профессиональные тренеры, так и волонтеры, в том числе из Германии. Дети ставят спектакли и ездят на гастроли в Европу, устраивают бесплатные выступления в детских домах, школах, интернатах, в домах инвалидов и в других благотворительных организациях, ездят в летний лагерь, а с сентября раз в неделю показывают спектакли в Петербурге. При этом в «Упсала-цирке» нет обычной программы номеров, выступление представляет собой единую историю.

Сейчас у цирка есть собственный небольшой шатер для репетиций и выступлений (рассчитанный всего на 120 зрителей, но в последнее время народу туда набивается значительно больше) и даже собственный офис с просторной комнатой, где дети могут отдыхать после репетиций: делать уроки, перекусывать, общаться с социальными работниками, смотреть цирковые фильмы, просто болтать. Но так было не всегда. Изначально у создателей проекта не было вообще ничего, кроме цирковых навыков и желания помогать.

 


Как «Дип Пёрпл»

— Цирк появился в 2000 году, — рассказывает директор «Упсала-цирка» Лариса Афанасьева. — Идея принадлежит немецкой гражданке Астрид Шорн. Она приехала в Петербург, когда проблема уличных детей у нас не решалась вообще, и Астрид пришла в голову идея создать для них цирк. Когда мы приходили с этой идеей в какие-то городские учреждения, которые могли бы помочь, то получали стандартный «остроумный» ответ: мол, у нас самих здесь цирк, и нам вообще не до цирка. И не до детей. И не до людей.

Но энтузиастов это не остановило. Даже не имея поддержки, Астрид и Лариса стали приходить к станциям метро, на места тусовок молодежи. Там они жонглировали, катались на моноцикле, в общем, всячески завлекали ребят, предлагали попробовать проявить себя и, самое главное, сменить статус уличного ребенка на статус уличного артиста.

— В тот момент у многих ребят была проблема, — говорит Лариса Афанасьева, — как прокормить себя на улице. Скорее всего они прибегали к нелегальным способам. А Астрид говорила, что может показать им другой способ, например научить жонглировать. Цирк развивался как группа «Дип Пёрпл». У нас не было ничего: ни помещения, ни спонсоров, ни государственной поддержки. Но мы начинали выстраивать отношения с миром, с обществом постепенно, шаг за шагом.

И этот необычный цирковой метод возымел успех. Сейчас четверо из первого поколения выпускников «Упсала-цирка» поступили в вузы Петербурга, а кто-то так и остался в цирке, но уже в качестве тренеров.

— Репетиции ни на один день не прекращались, — продолжает свой рассказ Лариса. — Если мы оказывались без помещения — нечем было платить аренду, то не говорили детям, мол, ребята, идите туда, где были до этого, а у нас тут пока взрослые проблемы. Мы назначали репетиции где придется — на площадях, в парках и даже в бесплатных столовых. И это закономерно, это правильно, в этом смысле мы абсолютно не пеняем на жизнь… Да, было сложно, но это важно было пережить, понять, как все строится, как растет организация, как происходит процесс. Ответственность за все мы делили вместе с детьми. Например, если делаем ремонт помещения, то вместе с детьми, они знают, что это такое, какие усилия сюда вложены. Если ставим шатер, то вместе с детьми. Если колотим трибуны для зрителей — вместе с детьми. И они понимают, что проблемы не решают за них, а только вместе с ними.

Со временем у цирка появились друзья и спонсоры. И вот уже восемь лет каждый год «Упсала-цирк» уезжает в европейское турне, ребята выступают во Франции, Германии, Швейцарии и других странах (это полтора месяца активного, насыщенного времени), где культура социальных цирковых проектов развита куда сильнее. Если в России «Упсала-цирк» пока единственный, то в одной только Германии подобных ему — около пятидесяти. Да и вообще метод социальной реабилитации через цирк в Европе очень популярен. Это касается не только детей, но и взрослых, людей с отклонениями. Есть даже тюремные цирки.

Однако за первые десять лет существования цирк сменил около десяти помещений. А свой шатер (между прочим, единственный в России детский цирковой шатер!) и офис, опять-таки благодаря спонсорской помощи, появились у них только в 2010 году.

— 10 лет назад мы мечтали, что будем заниматься в шатре, — говорит Лариса, — потому что помещения, которые предоставляют детские дома, школы, интернаты, не создают ощущения тепла, уюта, счастья. Один запах чего стоит. А цвета стен?

 


Хулиганом быть хорошо
Набор в цирк проходит раз в три года. Максимальное количество детей — 15, а единственный «кастинг», который проходят будущие артисты, — по социальному статусу.

По словам Ларисы Афанасьевой, коллектив не ставит целью набрать огромное количество детей. Цель иная — привести их к результату:
— Если эти 10 — 15 человек начнут мыслить, хотя бы чуть-чуть, то дальше они станут транслировать эту мысль в своей жизни. Детям, друзьям, близким. А если у нас будет сто человек, но не мыслящих — ничего не получится.

Занятия с ребятами ведутся пять раз в неделю. Шестой день — субботник. Если труппа не выступает, то для них организуются встречи с интересными людьми: дизайнерами, парикмахерами, стилистами. То есть «Упсала-цирк» — это не просто место, где ребенок проводит досуг, это глубокое погружение в мир цирка, которое занимает много времени и сил. И одна из задач, которую ставят перед собой организаторы проекта, — ребята как артисты не должны вызывать жалость.

— А чтобы человек не вызывал жалость, ему надо над этим очень много поработать. Он должен достичь какого-то результата, — говорит Лариса. — И когда зрительный зал аплодирует стоя, это является другой оценкой в жизни ребенка. Ведь на протяжении многих лет ему говорили: у тебя мало шансов. А здесь они получают признание. «Упсала-цирк» — это цирк для хулиганов. Но хулиган для нас — человек, у которого есть свобода сделать какой-то поступок. Взять охапку цветов и выложить ими дорогу — это хулиганский поступок, но для того чтобы его совершить, нужна внутренняя свобода. Так вот, хулиганство — это внутренняя свобода человека. Приходят ли к нам дети-хулиганы? Нет, я хочу, чтобы они были хулиганами, я хочу, чтобы они научились хулиганить в жизни. Вот так, по-настоящему, широко. Да и потом, представьте, мы начинаем рассказывать про цирк: «Это социальная организация, созданная…» — все, уже уснули все. А когда говоришь: «Цирк для хулиганов» — раз, и статус ребенка каким-то чудесным образом поворачивается. Оказывается, хулиганом быть «ништяк»!

«Упсала-цирк» — проект независимый, его работники денег от государства не получают, да и не стремятся. Финансовую стабильность и постоянство они с радостью променяли на свободу и возможность самостоятельно вести свои внутренние дела, ни перед кем не отчитываясь. Поэтому руководство цирка предпочитает работать с российским бизнесом, тем более что и бизнес идет на сотрудничество охотно.

А название «Упсала» — от восклицания «Упс!» и циркового «ала» — к шведскому городу отношения не имеет..

 


Новый шатер
В последнее время «Упсала-цирк» развивается все активнее: здесь занимается все больше детей, а на спектакли приходит все больше зрителей (при том, что спектакли бесплатные — зрителям предлагается заплатить столько, сколько они сочтут нужным). В итоге в конце прошлого года назрела необходимость построить новый цирковой шатер. Во время очередного турне по Европе на глаза циркачам попался красивый, качественный, теплый шатер, подходящий по всем параметрам. Но стоит он около 6 миллионов рублей — сумма, которую может предложить далеко не каждый спонсор. Но способ все же был найден: собрать деньги «всем миром». Причем не просто так, а предложить каждому, кто пожертвует некую сумму, собственный кусочек шатра, на котором тот волен разместить все, что угодно: хоть логотип любимой компании, хоть собственную фотографию, хоть свое послание человечеству. Всего будущий шатер разбит на 60 000 кусочков, каждый из которых стоит 100 рублей. Соответственно, чем больше пожертвование, тем на большей площади можно разместить свою информацию.

— В воплощении проекта есть масса технических вопросов, которые еще требуют решения, — рассказывает организатор Екатерина Суворова. — В России до сих пор не было успешного проекта, когда бы все объединились и собрали значительную сумму. Но мне кажется, когда мы это сделаем, то создадим успешный прецедент. Объясним, что необычные и оригинальные проекты могут работать. Собрать нужную сумму мы планируем к маю. Вот тогда и посмотрим, что у нас получится.

Владислав НИКИТКИН, фото предоставлены «Упсала-цирком»
↑ Наверх