Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

«И Исаакий — половина Золотого апельсина...»

Какие экскурсии предлагают петербуржцам и гостям города в грядущем туристическом сезоне

До наших любимых белых ночей, когда город уже погружен в душистое летнее тепло, вроде и немного времени осталось - но все-таки надо еще дожить.

Однако ваш корреспондент отправился гулять по городу пешком, да не просто так - на экскурсию, чтобы выяснить, чем петербуржцев и гостей сможет порадовать грядущий туристический сезон. С экскурсоводом Яной Ботвинко, очень любезной и милой девушкой, мы встретились на Исаакиевской площади возле касс. Отсюда начинается экскурсия под гордым названием «Не весь умру». Это совсем небольшая прогулка по окрестностям Исаакия. И рассказ о жизни Огюста Монферрана, создателя кафедрального собора Санкт-Петербурга. Напомним, что таланту Монферрана принадлежит и пьедестал памятника Николаю I на Исаакиевской площади, и создание Александровской колонны на Дворцовой площади, и перестройка нескольких частных домов.

- Яна, почему именно сейчас организована эта экскурсия?

- Вообще-то она существует уже с прошлого года. Но этим летом она обретает наибольшую актуальность - 11 июня грядет 150-летие со дня освящения собора. А этот день, наверное, можно назвать самым главным в жизни архитектора. Так что экскурсия юбилейная. У нас получился цикл таких соборных экскурсий: в 2007 году праздновали юбилей Спаса-на-Крови, в 2009-м будет праздник у Сампсониевского собора, в 2010-м - у Смольного.

- А кто придумывает эти экскурсии?

- Ну вот, например, «Не весь умру» - это собственное детище Валерии Игоревны Ляминой, заведующей сектором «Соборное кольцо» Музея-памятника «Исаакиевский собор».

- Ладно. Тогда и перейдем к Монферрану. А как он вообще оказался в Петербурге?

- Монферран был уроженцем парижского предместья. Он даже воевал в составе наполеоновской почетной гвардии. Но после обучения в академии архитектуры он не смог найти работу во Франции. Сразу же после победы над Наполеоном и вступления русских войск в Париж Монферран представил альбом своих работ русскому царю.

Александр I, просмотрев альбом, тут же пригласил молодого архитектора в Петербург. Тот последовал приглашению и очутился в Петербурге летом 1816 года.

Первые полгода Монферран бедствовал - никто о нем не вспоминал, никому он был не нужен. И русского языка молодой человек, конечно, не знал. Потом, ближе к концу года, император все-таки вспомнил о Монферране, и в декабре он становится придворным архитектором.

И мы отправились по следам зодчего. Так получилось, что все свои наиболее значительные шедевры Монферран создавал в окрестностях Исаакиевского собора. И далеко ходить не пришлось - вся экскурсия оказалась длиной в километр с небольшим.

Начинается она с Исаакиевской площади, в виду громады кафедрального собора.

- В конкурсе победил проект молодого архитектора, - рассказывает Яна. - Императора это тоже устраивало: ясно было, что Исаакий будут возводить не одно десятилетие. Так и вышло: когда собор был окончен, Монферрану было уже 72 года.

Не все шло гладко. Антуан Модюи, тоже архитектор и тоже француз, принялся строчить доносы. В них он критиковал и ставил под сомнение все: происхождение Монферрана, получение им архитектурного образования, награждение орденом Почетного легиона. Доносы возымели действие. Вновь был объявлен конкурс, и вновь - 3 апреля 1825 года - проект Монферрана победил в конкурсе. И неудивительно: проект собора был уникальным. Монолитные колонны, поднятые по системе де Бетанкура, легкий купол, подобных которому в то время не строили, - во всем было дерзновение, которое, видимо, завораживало современников и самого императора. От Невы к месту постройки подходила миниатюрная железная дорога, чтобы было легче подвозить грузы. А позолота на куполе была нанесена с таким мастерством, что до сего дня не требовала капитального ремонта - даже после блокады, когда купол был закрашен серой краской.

Мы взглянули на западный фасад собора. По словам Яны, он заслуживает особого внимания.

- Скульптор Витали изображает на фронтоне сцену «Встреча св. Исаакия Далматского с императором Феодосием», как бы возвещающую встречу и объединение монаршего достоинства с божественной благодатью. В двух фигурах, сопровождающих Феодосия, можно узнать президента Академии художеств Алексея Оленина и министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя Петра Волконского.

Левее всех, у края фронтона, я приметил удобно расположившегося полуобнаженного человека с моделью Исаакиевского собора в руках. В нем, рассказала Яна, можно узнать самого Огюста Монферрана.

От Исаакиевской площади мы отправились к дому № 86 по набережной Мойки, который Монферран купил в 1835 году. Балкон в виде фонарика на свой вкус добавил сам архитектор.

- Во дворе у Монферрана стояли подлинные древнеримские статуи, а в одной из комнат стены были расписаны в стиле лоджий Рафаэля. Над одним из каминов была надпись: «Хоть дом и невелик, двери в нем открыты друзьям днем и ночью». Однако Монферран боялся быть ограбленным и даже спал с заряженным пистолетом на прикроватном столике. Вставал он рано, надевал халат и первым делом обходил весь дом, проверяя, не украдена ли какая-нибудь из редкостей, а уж после отправлялся на стройку собора.

Я хотел было заглянуть внутрь, но оказалось, что в одной половине располагается Служба судебных приставов, а в другой - Прокуратура Санкт-Петербурга. Просто так туда не зайдешь, а по необходимости... в общем, лучше не надо.

- Но когда составляли экскурсию, - рассказала Яна, - зашли внутрь. Некоторые интерьеры сохранились до сих пор.

Следующей нашей остановкой был тротуар Большой Морской, напротив домов № 43 и 45. Выглядят они весьма живописно.

- Сейчас в 43-м нумере располагается Союз композиторов; известен он был как дом Гагариной. Еще раньше он принадлежал меценату Павлу Демидову, а перед этим его купил сам Монферран. Дом украшен рельефами с сюжетами из жизни Леонардо да Винчи, Тициана и Микеланджело.

Трехэтажный 45-й нумер был главным домом Павла Демидова. Монферран использовал огромное количество уральского демидовского малахита для украшения комнат. Малахитовый зал в доме Демидова появился раньше, чем в Зимнем дворце.

Еще многое можно рассказать о семействе Демидовых, - заключила Яна, - но мы следуем за главным нашим героем - Монферраном.

Вернувшись к собору, мы забрались на колоннаду, где гуляет жуткий ветер. Зато с восточной стороны открывается вид сразу на несколько других творений архитектора.

- Дом флигель-адъютанта Лобанова-Ростовского Монферран построил всего за три года, в самом начале своей карьеры. Опыт закладывания фундамента в петербургский грунт пригодился Монферрану, когда он взялся за строительство Исаакия.

Я взглянул, куда указывала Яна, но можно было увидеть только общий план здания: все остальное скрыто за панелями реконструкции. Говорят, что после перестройки оригинал Монферрана будет не узнать. Жалко.

Еще дальше, за домами, открывается Дворцовая площадь и прекрасно видно знаменитую Александровскую колонну, которую тоже возвел Монферран. Он как будто нарочно осуществлял свои самые замечательные проекты в пределах видимости, словно мечтая, что поднимется на колоннаду своего собора и увидит все остальное.

Но вообще Монферрановы работы можно увидеть и в Екатерингофе, и на Фонтанке, и на Островах. А еще - в Нижнем Новгороде, Москве, Одессе...

- Колонна в честь триумфа Александра I над Наполеоном должна была превзойти высотой Вандомскую колонну в Париже, прославляющую наполеоновские победы.

История о воздвижении гигантского гранитного монолита стала легендой. После удачного утверждения колонны император сказал архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!»

Если же оборотиться с колоннады собора на юго-восток, то можно увидеть памятник Николаю I. Это последняя работа архитектора (пьедестал, конечно, сама статуя - работы Клодта). До открытия памятника Монферран не дожил - он скончался 28 июня 1858 года. Архитектор, конечно, хотел быть похороненным в только что освященном Исаакии. Он планировал соорудить для себя в подвале храма небольшую капеллу - но император разрешения не дал. Погребальная процессия сделала круг вокруг Исаакия и направилась в католический собор Св. Екатерины для отпевания.

- А где же могила его? - спросил я.

- Не у нас. Вдова отвезла тело Монферрана в Париж. И долгое время могила его считалась потерянной. Но в конце 90-х ее наконец нашли на кладбище Монмартр.

Монферран был похоронен рядом со своей матерью.

Александр Дюма написал о Монферране в некрологе: «40 лет понадобилось Франции, чтобы свергнуть три империи, а Монферран за 40 лет смог построить храм, поднять его с земли и возвысить к небесам. И пока две нации воевали, союз искусств устоял. Циркулем своих архитекторов, карандашом своих художников Франция словно подавала руку России».

 Яна рассказала, какие еще экскурсии ожидаются этим летом: теплоходная или автобусная экскурсия «Соборное кольцо» - идет 4 часа; теплоходная «Литературный Петербург» - длится час или полтора; теплоходно-пешеходная «Литературный и музыкальный Петербург».

 Для пешеходных прогулок лучше надевать подходящую обувь. Хотя ограничений, конечно, нет: если вы проходите полтора часа по брусчатке на шпильках, удачи вам!

 Чтобы договориться об экскурсии, можно позвонить Валерии Ляминой, заведующей «Соборным кольцом», по телефону 577-14-41 или 948-25-84 (это мобильный).
Или можно просто купить билеты в кассе №1 около Исаакиевского собора.
Экскурсии стоят по-разному. Например, чтобы пройтись по местам жизни и творчества Монферрана, российским гражданам надо заплатить 200 рублей. Со студентов и учащихся возьмут только 120 рублей. Для иностранцев дороже: взрослый билет стоит 350 рублей, студенческий - 250 рублей.

Подготовил Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх