Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Без мобильников и документов, зато «с чистой совестью»

вернулись в Питер из испанской тюрьмы трое фанатов «Зенита»

В номере за 11 апреля мы рассказали о приключениях зенитовских фанатов, которые после драки на стадионе Вильярреала оказались в испанской тюрьме. На днях трое сине-бело-голубых фанатов, 62 дня протомившихся в испанских «застенках», вернулись в Питер. Напомним, Михаил-Зефир, Павел-Кожа и Кирилл-Кени были арестованы на стадионе «Эль Мадригал» во время матча в Кубке УЕФА «Вильярреал» - «Зенит». В аэропорту их встречали родители, к которым пристал с вопросами корреспондент «ВП».

Белье в обмен на сигареты

В Питер ребята добирались с приключениями: через Барселону с пересадкой в Праге рейсом чешской авиакомпании, который по техническим причинам задержался на два часа.

Родственники чуть не опоздали. Оказалось, питерских сидельцев выпустили из тюрьмы под залог без каких-либо документов. Их заграничные паспорта остались в канцелярии суда в Вильярреале. Фанатам не выдали даже ксерокопий удостоверений личности. «Думаю, это не случайность, - сказала Галина Михайловна, мама фаната по прозвищу Кени. - Если бы они нарушили закон, их арестовали бы как «лиц без документов».

В результате родственники питерских болельщиков вынуждены были посылать факсом ксерокопии российских паспортов в генконсульство России в Барселоне, куда Паше, Мише и Кириллу пришлось ехать на ночь глядя. По этим ксерокопиям все трое и прошли пограничный контроль. На всякий случай их сопровождали вице-консул Владимир Русяев и адвокат Илона Матарадзе, которая будет защищать их в суде. «От них мы и узнали, что мальчишки прошли в пограничную зону, - поведала мама Кирилла. - Но если бы их задержали в аэропорту, то сообщить об этом нам они бы не смогли - мобильники, отобранные в полиции, им не вернули».

О том, что их детей задержали, мамы узнали лишь на второй-третий день, когда вернулись в Питер остальные болельщики «Зенита». Галине Михайловне, например, об этом рассказал ее старший сын Григорий, который с Кириллом летал на тот злополучный матч. А непосредственно со своими детьми они смогли связаться лишь через восемь дней, в следующую пятницу, когда у ребят появились деньги заплатить за телефон-автомат в КПЗ.

В КПЗ, где заключенные сидели в одиночках, питерские фаны провели больше месяца - началась забастовка испанских слуг Фемиды, затем наступили пасхальные каникулы, после которых забастовка продолжилась. К счастью, весь день в камере ребята не сидели. Режим был следующий: в девять утра тюремщики вели их в столовую, затем наступало свободное время - они даже в футбол играли с остальными арестантами. Днем, после обеда, на время сиесты всех на три часа запирали в камере, а после девяти вечера - отбой.

По словам Галины Михайловны, другие заключенные, а также тюремное начальство относились к питерцам «очень хорошо». Им даже предоставили преподавателей испанского. Правда, изучить язык не удалось: помешала текучка кадров среди «педагогов» - ведь ими были такие же заключенные из этого КПЗ. Одни уходили, другие заступали на их место...

А знаменитую историю с будто бы подаренным телевизором все отрицают. По словам Светланы Дмитриевны, мамы фаната Кожи, Павел разозлился, услышав об этом. Только Кириллу повезло выменять у испанского зека на пачку сигарет право слушать магнитофон в течение нескольких дней.

...В начале апреля ребят перевели из КПЗ в тюрьму, где Кирилла и Мишу поместили в двухместную камеру, а Павел парился в одиночке. Впрочем, камеры их размещались по соседству. Просто по испанским нормам многоместные камеры в тюрьмах не предусмотрены.

В этой тюрьме сидельцам снова пришлось заняться «натуральным обменом» - сигарет на нижнее белье. Ибо работники российского консульства в Барселоне полторы недели не могли договориться с начальником тюрьмы о посещении арестованных...

Протри очки, испанская Фемида

Дело могло тянуться долго - местный дежурный адвокат, назначенный судом, мало того что ничего практически не делал, так взял за правило не отвечать на звонки - прятался от клубного зенитовского переводчика с испанского Кирилла Моргунова. Лишь когда в борьбу вступила адвокат Илона Матарадзе, которая добилась выпуска фанатов под залог, дело сдвинулось с мертвой точки.

Какие обвинения фанатам предъявили? По словам Галины Михайловны, они будто бы избили полицейского. Правда, степень этих повреждений постоянно менялась. Под конец якобы оказалось, что страж закона не был избит вовсе - ему только очки повредили. Которые в итоге тоже оказались целыми.

Осталось, правда, обвинение в повреждении оборудования стадиона. Но долгих сроков заключения по этой статье будто бы не предусмотрено.

Больше всех в недоумении пребывает Светлана Дмитриевна. По ее словам, Павел во время драки находился в другом месте: он вместе с приятелем купил билеты на сектор, где располагались болельщики «Вильярреала». Минуте на двадцатой питерцы попросили стюарда на стадионе перевести их в зенитовский сектор, что тот и сделал. К тому моменту буча уже прекратилась. Но в перерыве матча на гостевом секторе снова появились полицейские, схватили тех, кто подвернулся им под руку, и отметелили в участке.

«Время появления Паши на зенитовском секторе должно быть зафиксировано видеокамерой. А ему непонятно за что разбили губу и нос так, что в КПЗ врачу пришлось обрабатывать его раны, - возмущалась Светлана Дмитриевна. - При рассмотрении дела Павел выразил протест на противоправные действия полиции, а его друг готов поехать на суд и свидетельствовать в пользу Паши, предъявив свой билет на испанский сектор. Правда, насколько это реально - возбудить дело против испанской полиции?»

...Когда состоится суд над фанатами - неизвестно. По словам матерей, судья заявил адвокату Илоне Матарадзе, что суд должен состояться «в течение года». Пока же питерцы отпущены под залог в три тысячи евро каждый.

Нет дыма без огня?

Деньги эти, естественно, заплатило руководство «Зенита». Всего, по подсчетам родителей, вызволение их чад обошлось питерскому клубу не менее чем в 18 тысяч евро: помимо залога в эту сумму входят стоимость авиабилетов в Петербург, гонорар адвоката и прочие расходы. Не оказались лишними и собранные в два приема фанами «Зенита» около трех тысяч евро, которые пошли в том числе и на оплату комиссионных за срочный перевод денег в Испанию.

«Огромное спасибо руководству клуба, - в один голос говорили матери. - Нам почти два десятка тысяч евро не собрать».

Всю эту идиллическую картину омрачает одно обстоятельство. Встречать ребят в аэропорт приехали несколько десятков фанатов, которые своим поведением продемонстрировали, что дыма без огня в Испании все-таки не было.

Своих друзей фанаты встретили салютом из десятка бутылок шампанского, залив пол в аэровокзале. После чего один из них набросился на корреспондента телеканала «100 ТВ»: пытался вывести из строя камеру, облив ее шампанским... В автобусе по пути в город «дискуссия» с прессой продолжилась - якобы пишут о них сплошную неправду, что фанаты поголовно пьяницы и дебоширы...

Что тут сказать? Возможно, что болельщики, попавшие в объятия испанской Фемиды, и не виноваты в том, что им инкриминируют. И те из них, которые набросились на журналистов, на стадионах-то всегда ведут себя пристойно. Однако говорят, что в действиях отдельных питерских фанатов на «Эль Мадригале» состав преступления все-таки был...

Видимо, «Зениту», если клуб действительно заинтересован в поддержке на выездных матчах (в чем сомнений у нас нет), надо посылать с фанатами нескольких сотрудников службы безопасности. Одно их присутствие в самолете или на секторе станет дисциплинирующим фактором. Да и с местной полицией они смогут объясниться. Право же, такие не слишком большие «текущие расходы» позволят избежать больших потерь, материальных и моральных, которые «Зенит» уже не первый год несет из-за своих фанатов.

Борис ОСЬКИН

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

↑ Наверх