Дорога жизни теряет свои памятники
А местные жители и власти равнодушно взирают на следы вандализма...
После мытарств на Невском пятачке и невеселых странствий по северным пригородам в поисках оставшихся со времен Великой Отечественной войны дотов очень хотелось накануне Дня Победы обнаружить нечто позитивное и радостное. Хотелось приехать из тех мест, где гремели страшные бои, стряхнуть дорожную пыль и сотворить некий сюжет, который заканчивался бы словами: «Гордость наполняет душу после всего увиденного, начинаешь понимать величие ратного подвига отцов и дедов, и радостно на сердце от того, что не забыты сложившие голову за Отчизну...» Но - не получается. И это несмотря на то, что отмеряны километры не какого-то безымянного тракта, а памятной всем россиянам Дороги жизни...
Ямы-ловушки для местных шумахеров
На берегу Ладоги - солнечно, плещут волны, щебечут птички: благодать, если не считать многочисленных отдыхающих с кострами, шашлыками, плясками, водкой и дикими воплями под караоке. И это - невзирая на ранний час. Местные говорят, ночами здесь еще страшнее. Длинные выходные все-таки. Как не попеть и не попить на берегу великого озера, да бутылки на дальность в его светлые воды не пошвырять?..
Закладной крест на том месте, где будет выстроен храм в память всех погибших на озере и Дороге жизни, убран и украшен свежими цветами. Братское захоронение очищено от весеннего мусора - здесь тихо и торжественно... Совсем немного по трассе - и вот он, памятный знак с отметкой «45 километров», высится рядом с музеем. Неплохая дорога, почти нет машин, по обочинам - стена леса, прямо по курсу... Жуть! Сожженная легковушка. На правой полосе. Поперек движения! Аборигены по поводу спаленного авто речь ведут как-то неохотно, а убрать - руки не доходят:
- А мы чо? В Осиновце почти никого из местных и не осталось - все дачники. А им чо? Объедут на своих джипах. А мы почти никуда не ездим - потому как незачем...
То, что дикий «памятник» дорожному беспределу стоит как раз на подъезде к музею, неподалеку от «Разорванного кольца», мало кого трогает:
- Ну, Дорога жизни, дальше чо? Такая же разбитая, как и все. Туристы приезжают - им от тряски кишки на голову наматывает!
Насчет кишок - это, сдается мне, деревенский фольклор и некое художественное преувеличение. Но дорожка еще та. Есть небольшие по протяженности идеальные участки. Есть такие, что трясешься, словно под колесами - стиральная доска. А есть - страшные места! Я бы их на особые карты заносил или новый знак дорожный придумал, который обозначал бы отличную дорогу с непонятного происхождения глубокими ямами. Кто из водителей знает - тот едет по таким участкам со скоростью похоронной процессии. Кто не знает - несется, словно по хайвею, попадает колесом в яму, бьет ободом об асфальт... Все - приехал, милый! Стоя на обочине, лихой ездок меняет колесо, густо покрывая междометиями все ветви государственной власти.
А возле Ириновки, как раз неподалеку от братского захоронения, увидел я чудо, сопоставимое разве что с явлением марсиан. Дорожники из профильного комитета областного правительства затевали ремонт трассы! И это - 2 мая! В законный выходной! По случаю прошедших первомайских торжеств и победы «Зенита» над «Баварией» труженики имели весьма серьезный вид и к научным дискуссиям на тему дорожного строительства расположены не были. Но, помыслив, поведали, что к Дню Победы самую «убитую» часть дороги наладят.
Кстати, на первых километрах Дороги жизни уже вовсю кипят полномасштабные работы - трассу расширяют в два раза!
Заржавевшая память
Вернусь к памятникам. Памятники - в надлежащем состоянии, ухожены, прибраны. На девяти сотнях березок, что посажены на въезде в Петербург, повязаны красные косынки. Возле монумента, посвященного летчикам, охранявшим небо над Дорогой жизни, - цветы.
А вот памятные знаки, отмеряющие километры, каждый из которых давался большой кровью...
Цифры выдраны с корнем. Надписи - ржавые. Сами стелы давно нуждаются в очистке от потрескавшейся штукатурки и покраске. Ухоженных знаков - по пальцам пересчитать! Причем не зависит, в чистом поле он стоит или на территории села.
Въезжаю, к примеру, в Ваганово, где обнаружился узел связи Ленинградского фронта, посредством которого поддерживались контакты с Большой землей. Надпись есть соответствующая, узел законсервирован - настоящий, живой свидетель войны! Рядом - памятный знак с ржавой надписью и выдранными с корнем цифрами километража.
- Стоят они и стоят, знаки эти. А почему цифра вырвана? Кто знает? Может, в скупку сдали - как цветной металл... Да вроде не должно, потому что надпись из того же металла, а она - поржавела уже давно. Значит, не цветмет. Может, кто взял на ворота повесить - номер дома обозначить? Или сама цифра расклепалась - да и отпала. - Такие умные речи довелось мне услышать от селянина, копавшегося на грядках по соседству с фронтовым узлом связи.
На знаке, что посередине Борисовой Гривы, как раз под серпом и молотом, у кого-то хватило ума начертать жирным маркером лозунг организации экстремистского характера.
- Как вы можете спокойно мимо ходить?
- А что?
- Под серпом и молотом видите что написано?
- Да ты что?! Смотри, и правда написано! А мы и не замечаем. Надо к 9 Мая убрать - почистим, покрасим. Руки бы отрубить гаду, который это намарал!
Поговорили с селянами - до средневековых методов нравственного воспитания едва дело не дошло.
...За Рахьей навстречу мне проковыляли два комфортабельных автобуса, судя по табличкам на ветровых стеклах - с туристами. Одна надежда, что разморенные трясучей дорогой пассажиры не заметят за тонированными стеклами убожества брошенных километровых памятных знаков, за каждым из которых - жизни тысяч и тысяч тех, кто пробивался по трассе, чтобы спасти ленинградцев от страшной участи, уготованной врагом...
Из первых рук
Дорогу отремонтируют...
Как сообщила «Вечёрке» Эльвира Гусева, сотрудник отдела информации правительства Ленинградской области, Дорога жизни - в планах на капитальный ремонт и реконструкцию. В 2008 году дорога будет отремонтирована на участке от Санкт-Петербурга до Румболовских высот. Работы уже идут.
...А вопрос с памятными знаками так и не решен
В свое время Музей обороны и блокады Ленинграда выступил с инициативой ремонта памятных знаков Дороги жизни и передачи их на баланс некой структуры, которая несла бы ответственность за поддержание порядка. Депутаты ЗакСа готовы были профинансировать работу, но в конечном итоге, по словам директора музея Анатолия Шишкина, все зависло. Потому что музей расположен на территории Петербурга, а большая часть знаков - в Ленинградской области. «За этими знаками никто и никогда конкретно закреплен не был - с самого момента установки. Вот и получилось, что у семи нянек дитя без глазу. Возможно, ими займется областное музейное агентство», - сказал в телефонном разговоре с корреспондентом «ВП» Анатолий Александрович.
Леонид ЕВОЧКИН, фото автора
Важно: Правила перепоста материалов