Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Владимир Мсрян:

Роль Паганини — моя визитная карточка

В канун майских праздников в Доме кино со зрителями встретилась творческая группа фильма «Никколо Паганини». Поводов к этому было два: 25-летие фильма и 70-летие исполнителя главной роли народного артиста Армении Владимира Мсряна. Петербургское общество защиты русской культуры, организовавшее встречу, вручило Альберту Филозову, Леониду Менакеру и Сергею Баневичу медали «За вклад в отечественную культуру».

История была трагикомическая, - поделился режиссер Леонид Менакер. - Двадцать пять лет назад Гостелерадио расщедрилось - прислало на «Ленфильм» список возможных экранизаций. Я совершенно не верил во все это. И, наткнувшись на пункт, где было написано: «Осуждение Паганини» Виноградова, вспомнил, что это была любимая книжка моего детства и юности. Ткнул туда пальцем. Просто хотелось чего-то не бытового, не очень реалистического-социалистического-планового. А дальше было как в сказке, где черт сразу же приходит за солдатом. Меня вызвали и сказали: «Вы утверждены!»

Я открыл книжку Виноградова и понял, что такое можно читать только в юности; это библиотечка красноармейца. Овод по сравнению с виноградовским Паганини - просто обрюзгший буржуа. Паганини там - и дьявол, и богохульник, и атеист, и, главное, закоренелый революционер.

Отказаться было уже нельзя, и я спросил: может быть, написать оригинальный сценарий? Тут снова произошло чудо, и мне разрешили.

Мы с моим соавтором Олегом Погодиным воспользовались услугами наших знакомых итальянских переводчиц. Они переводили нам книги о Паганини, и чем дальше - тем меньше мы понимали, что с этим делать. Потому что каждая последующая книга опровергала предыдущую. Мы были в ужасе. Ну как пользоваться такими материалами?

И тут нам показалось, что мы нашли решение. Вот в этой противоречивости, в этой взаимоисключающей интонации и таится наша задача. И мы ввели образ биографа, который пытается разгадать, что же такое гениальность. Так возник персонаж Альберта Филозова. Этот человек действительно существовал в жизни Паганини - только звали его не Юлиус Шмидт, а Макс Юлиус Шотке.

И в конце нашего фильма, уже после смерти Паганини, старик биограф, который всю жизнь отдал великому маэстро, который хватался за всякую подробность его жизни, сжигает свою рукопись. Когда я представлял картину в Гостелерадио, руководитель этой конторы сказал: «Что это у вас в финале происходит? Он же все сжег! Тогда и вашей картины не может быть!» Я сказал: «В этом и есть смысл фильма. Гениальность - это не формула, которую можно разгадать и записать».

Владимир Мсрян, не постаревший, величественный и такой же страстный, рассказал:

- Я, как актер, должен признаться: роль Паганини - моя визитная карточка. Очень трудно было утвердить неизвестного актера вроде меня. Но Леонид Менакер утвердил меня и, более того, доверил мне эту роль. Я очень благодарен ему и другим создателям фильма. Горжусь и всегда буду гордиться этим.

А сегодня я благодарен и счастлив, что нахожусь в Петербурге - в городе моей юности, что мой любимый город призвал меня для этой счастливой встречи.

Леонид Менакер рассказал и о музыке, звучавшей в фильме:

- Понятно, что кроме Паганини, в фильме звучит музыка, обоснованная временем: Россини, Бетховен. И в эту компанию я безумно вовлек композитора Сергея Баневича. Предложил ему в какой-то мере соревнование. Нужна была авторская интонация. И Сергей Петрович совершил некое чудо - написал лейтмотив фильма, мелодию, которую все знают и любят. Надеюсь, что Паганини не будет мстить сверхъестественным образом.

Во время съемок в Италии одна величественная дама, магистр искусствоведения, на полном серьезе спросила меня: «Сеньор не боится снимать фильм о Паганини? Вы что, думаете, что маэстро не имел дела с дьяволом?» Но мне кажется, что нам с Володей Мсряном удалось преодолеть это суждение. Как мы говорили в начале, «атеист, богохульник, соблазнитель женщин, знался с нечистым. Сорок лет его не хотели хоронить». Но я понял совсем другое. Паганини был глубоко верующим человеком. Он всю жизнь мучительно спорил с Богом. Это не значит быть атеистом. И он не был ярым донжуаном. В его жизни была одна женщина, которую он любил: некая таинственная сеньора Дита. Мне кажется, он всю жизнь искал любовь своей юности. А это не значит - быть ловеласом.

Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх