Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Советский кумир на голливудский лад

В Михайловском театре состоялась премьера балета «Спартак»

Зритель премьеры обречен сравнивать новый спектакль если не с грандиозным созданием Леонида Якобсона, канувшим в балетную Лету четверть века назад, то уж точно - с хрестоматийной версией Юрия Григоровича, виденной хотя бы при недавних гастролях его краснодарской труппы (о репетициях новой постановки «ВП» ранее подробно рассказывал).

Разумеется, раньше всего бросаются в глаза отличия. Этот «Спартак» намного длиннее. Раскрыты некоторые купюры (хвала Создателю, не все - Хачатурян написал пять часов музыки), кроме того, невесть откуда явилась музыка хора (да-да, в этом балете поют - не хуже, чем в «Пламени Парижа») и дуэта Ники с Медузой Горгоной. На генеральной репетиции Нику пробовала Елена Образцова, будет ли участвовать дальше - в раздумьях. При этом ряд номеров поменял места, уготованные для них композитором.

Далее. Произведен косметический ремонт либретто. Сюжетный стержень тот же: угнетение, восстание, предательство, поражение, - да и как может быть иначе. Зато кроме Спартака и Красса все главные персонажи переименованы. Фригия стала Валерией, Эгина - Сабиной. Введены новые действующие лица. Например, «старый развратник» или «Вакх, вакханки, пастухи, овечки, центурионы, спартаковцы» (ага, «смелые бойцы»). Будет еще «Элоиза, куртизанка, подруга Помпея», которую намерена танцевать Алла Осипенко. Введен в пару Крассу и сам «римский полководец и консул» Помпей (в замечательном исполнении Никиты Долгушина). Который появляется на сцене от начала до конца действия, даже, словно бог из машины, слетает с неба на крылатом лифте в одной из массовых сцен. Курам на смех.

Помпей во время «спартакиады» воевал в Испании, прибыл с войском в Италию, когда Спартак уже погиб, и только уничтожил крупный отряд повстанцев, уцелевший при разгроме основных сил. «Вырвал корни войны», по его выражению. Был он на пять лет моложе сорокалетнего Красса. И консулом стал впервые вместе с этим последним годом позже сих событий. В либретто много еще несуразного, всего не перечесть.

Главное, порочна - не только в данном случае - сама трактовка темы. Вот уж это подлинно совок. Исторический большевизм. Настоящий, не балетный, Спартак был незаурядным организатором и полководцем, но личностью, мягко говоря, сомнительной. Дезертировал из римских вспомогательных войск, кормился разбоями.

Поймали. В любой армии мира за подобное - военно-полевой суд и немедленно в расход. Римляне еще проявили гуманность, пусть на свой лад. Кстати, ко времени восстания Спартак уже был не рабом и не гладиатором, а вольноотпущенником и учителем фехтования в гладиаторской школе. Красс по крайней мере погиб в походе, на боевом посту - его предательски зарезали парфяне. Кто же заслуживает большего почтения? Ну ладно, в советское время надо было идеологически соответствовать. Но сейчас-то почему б на ту же музыку не поставить что-то более историчное? Вот задача для настоящего художника. Так нет же, по инерции головорезы, три года терроризировавшие мирное население по всей Италии, изображаются героями, а представители величайшей цивилизации Древнего мира - скопищем негодяев.

Ладно, художественная правда может отличаться от исторической. Если она есть, конечно.

А с этим туговато. Никакого сквозного хореографического действия. Ни одной пластической лейттемы. Карусель композиционно однообразных эпизодов. Все пиры-оргии на одно лицо. Все «спартаковские» сцены тоже. Мимическая экспозиция, дуэт или соло для затравки, массовый танец, затем на его фоне опять же дуэтно-сольная кульминация и общая плясовая кода-развязка. Все разнообразие состоит (иногда) в деталях обстановки, самой запоминающейся из которых стала живая тигрица, в первом акте сидящая в клетке, во втором - проводимая по авансцене на балу. Драматургия тоже не очень. Спартак отрывается от юбки и идет в последний бой лишь по настойчивому приглашению сотоварищей. Мелодрама. Финала по сути нет. Под затихающую музыку Валерия ходит меж рядами убиенных «спартаковцев», кои посмертно прощаются со своим вождем, распятым на косом кресте в глубине сцены (зачем его вообще было распинать, когда реально он погиб в бою?). Главное же, слишком много вторичного. Номерной принцип хореографического построения заимствован у Эйфмана, от него же - стилистика эротических сцен, в пластике слишком много реминисценций из Григоровича. Иногда прямые цитаты (прощальный дуэт Спартака и его возлюбленной). А между тем Юрий Николаевич не был даже консультантом постановки. Хотя и приезжал сюда специально, интересовался, как и что. Но не был допущен в творческую лабораторию.

Декорации тоже вторичны. Типично окуневская раздвижная архитектура, живо напоминающая его работы для эйфмановских балетов («Дон Кихот», «Братья Карамазовы» и пр.). Только гиперпомпезная. Полное впечатление, что смотришь фильм «Гладиатор» (оттуда же, видимо, и тигрица). Вот костюмы - да. Свежо, сочно, сексапильно. Последнее иногда даже слишком.

Что безусловно хорошо, так это работа артистов. Кордебалет безупречен. Даже когда выполняет столь неблагодарную работу, как оживление пиров непрерывным и ненужным шевелением рук на заднем плане. Солисты танцевальны и артистичны. Денис Матвиенко (Спартак) прыгуч (особенно хорошо все, что en tournant), надежен в поддержках. Ну и герой, конечно. Его супруга изображает Сабину с величественной томностью, а когда нужно - наглой похотливостью. Ирине Перрен (Валерия) удаются как лирические, так и драматические места, не говоря уже о танцевальных. Превосходен Красс в исполнении Марата Шемиунова. Все время почти танцует, и все так же хорошо. Партия между тем не из легких. И играет натурально, - не прошли, стало быть, даром школьные уроки актерского мастерства.

Собственно, только они, артисты, и вывозят спектакль. Но все равно, общее впечатление - как будто мучительно вытаскиваешь застрявшую в зубах тянучку.

Алексей ГОСУДАРЕВ

Хореограф-постановщик - Георгий Ковтун (он же автор либретто), художник-постановщик - Вячеслав Окунев, дирижер - Карен Дургарян, художественный руководитель постановки - Владимир Рылов, художественный руководитель балета и продюсер-постановщик - Фарух Рузиматов.

↑ Наверх