Газета выходит с октября 1917 года Friday 6 сентября 2024

«Если бы не мамины донорские карточки…»

Блокадница Ольга Николаевна Дьяконова решила подарить музею солдатский вещмешок, маскировочные шторы и фитиль от керосинки, которые сохранились с блокадных времен.

«Когда началась война, мне было полтора года. У меня даже есть фотография, сделанная за несколько дней до блокады - в конце августа. Мы пришли с мамой в фотографию на Невский, а я чего-то испугалась. Стала плакать. И мама меня никак не могла успокоить. И тогда фотограф сказал, что снимет меня плачущей. Так я на снимке и запечатлена, - вспоминает Ольга Николаевна. - Мы не уехали в эвакуацию, потому что никто не верил, что враг войдет в город. Был такой оптимизм - что Красная Армия быстро разобьет врага. Помню, как мама залезала на подоконник и прибивала маскировочные шторы. Боже упаси, чтобы лучик света проник: сразу же приходила управдом и делала замечание».

К этим вещам блокадница присовокупила чайничек, медную кастрюльку и металлическое кольцо для салфеток, которыми пользовались в ее семье. А семья у Ольги Николаевны была замечательной - ее дед, Михаил Федорович Бебехов, имел лепную мастерскую на Петроградской стороне, мама и отчим воспитывались в пансионах принцессы и принца Ольденбургских, а отец, Николай Андреевич Дьяконов, был единственным в своем роде специалистом по конструированию пианино и роялей в СССР...

Еще Ольга Николаевна передала деревянный штопальный грибок, с помощью которого чинили чулки, носки («штопка на штопке была!»), после чего маленькая Оля им долго играла.

Она помнит, что ее мама тогда была донором - у нее была первая, универсальная группа крови, которая подходила всем. «Мама сдавала кровь для раненых бойцов.

У нее были такие маленькие квадратики - донорские карточки. И я смутно помню, что нам приносили паек - какие-то продукты в судках. И это помогло нам пережить блокаду, - рассказывает Ольга Николаевна. - Потом, когда прорвали блокаду, мама меня все-таки увезла в деревню в Ярославскую область...»

Еще Ольга Николаевна передала листовку «Смерть немецким оккупантам!», подписанную маршалом Жуковым и обращенную к красноармейцам, сержантам, офицерам. Эти листовки разбрасывались в Германии, чтобы напомнить советским солдатам о том, как они должны вести себя на территории противника.

Людмила КЛУШИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх