Газета выходит с октября 1917 года Friday 6 сентября 2024

Виталий Мельников задумал фильм о любви Чехова

Знаменитый режиссер — не только живой классик отечественного кино, но и своеобразный символ «Ленфильма» — отпраздновал 80-летие

У них даже дни рождения почти совпадают: 30 апреля исполнилось 90 лет петербургской фабрике грез, а 1 мая режиссер отметил свое 80-летие. Из этих лет - больше половины связаны с «Ленфильмом».

Фильм Мельникова «Начальник Чукотки» вошел в десятку лучших картин, снятых на киностудии. На счету режиссера известные и всенародно любимые фильмы: «Старший сын», «Выйти замуж за капитана», «Мама вышла замуж», «Ксения, любимая жена Федора», «Царская охота», «Бедный бедный Павел»...

Сегодня Виталий Вячеславович работает над фильмом, рассказывающим о любви Чехова и Лидии Авиловой. Корреспондент «ВП» встретилась с юбиляром на «Ленфильме».

Кино как чудо

- Ваш последний фильм «Агитбригада «Бей врага!» - автобиографический?

- Отчасти этот фильм пересекается с моей жизнью, но это скорее не про меня, а про нас, про это поколение, про это время, которое было очень пестрым: и хорошим, и чудовищным.

- Расскажите про свое детство. Вы ведь родились на Дальнем Востоке?

- Жизнь моя началась не очень весело, потому что мои родители были репрессированы. Отца, деда и многих родственников расстреляли. А тогда были такие порядки, что если кто-то из родственников расстрелян, то остальных рассылают в разные стороны. И мне была дорога в детдом, а матери куда-нибудь и похлеще.

Чтобы спастись, мы с мамой поехали с Дальнего Востока в Сибирь к нашим родственникам. Приехали под Тобольск, а там узнали, что дед, к которому мы собирались ехать, тоже расстрелян. И тогда мы уехали в Ханты-Мансийск, к черту на кулички, и поселились в маленькой деревушке. Там прошла вся моя юность.

- Как же в этой сибирской деревушке произошла ваша встреча с кино?

- Случилось так, что я мальчишкой во время войны крутил электродинамку в кинопередвижке. У нас была маленькая группка, которая называлась агитбригадой: киномеханик, лектор и я в качестве рабочей силы. Мы ездили от деревни к деревне, по рыбачьим становищам. Все было в походном порядке, вместо экрана - простыня. Вот так я еще в детстве понял, что рано или поздно свяжу свою жизнь с кино.

Цепь случайностей

- Насколько реальными были мечты о кино мальчика из глухой деревни?

- Мне помогла цепь случайностей. Для того чтобы приехать в Москву, нужны были особые пропуска, ведь все ссыльные жили под присмотром. Но мне просто повезло, потому что в 45-м кончилась война и началось великое переселение народов - гигантский поток людей двинулся с запада на восток. И в эту кашу попал я, без всякого пропуска добрался из Ханты-Мансийска до Москвы вместе с солдатскими эшелонами.

- И что делал в Москве провинциальный юноша?

- Поступить во ВГИК мне опять же помогла счастливая случайность. В приемной комиссии был режиссер Сергей Юткевич, а я один из его фильмов хорошо запомнил, когда показывал его в кинопередвижке. Он назывался «Боевой киносборник № 7». И когда Юткевич об этом узнал, он так растрогался: надо же, откуда-то, черт знает откуда приехал пацан, возивший его фильм всю войну... Он взял меня условно в свою мастерскую, ну а через год меня уже утвердили, я закрепился и стал учиться на киношника.

В кино обратного хода нет. Все, что снял, уже навсегда

- Как вы попали на «Ленфильм»?

- Меня пригласил Иосиф Хейфиц в качестве второго режиссера на фильм «День счастья». Ну а после мне уже дали самому работать.

«Начальник Чукотки» был практически моим дебютом. Маститые режиссеры не очень-то стремились на Чукотку, а фильм был заказан государством к какому-то юбилею, по-моему - к 50-летию советской власти. К таким датам было принято делать что-нибудь пафосное, но у нас по молодости лет и по незнанию того, чем это может кончиться, получился веселый фильм. Мы со сценаристом очень увлеклись и решили попробовать посмотреть на эту ситуацию с юмором и иронией. А ситуация была реальной. Мы нашли маленькую информашку, по-моему в «Известиях», что где-то в 22-м году комиссар на Камчатке, собирая пошлину, оказался в окружении белогвардейцев. А у него было собрано уже много денег, и он решил пробираться через Аляску. Объехал земной шар, вернулся с другой стороны, но с деньгами.

Правда, в этой статейке не упоминалось, что он благородно сдал деньги, а в 37-м его посадили. Кононова долго не утверждали, мотивируя тем, что комиссар не может быть таким дурачком. Но потом фильм был сразу так хорошо принят зрителями, что уже не было возможности как-то его «опустить», не показывать.

- Какой среди ваших фильмов у вас любимый?

- Пожалуй, «Старший сын», где благодаря стечению обстоятельств соединилось все: и замечательная драматургия, и команда артистов. Да и работали мы с большим удовольствием, потому что работать с вампиловской драматургией - счастье.

- А нелюбимый фильм, в котором сегодня хотелось бы, может быть, что-то сделать иначе?

- У меня 22 фильма, и я понимаю, что не везде все совершенно, что-то по моей вине, что-то по обстоятельствам, от меня не зависящим... Но в кино обратного хода нет, уж если ты снял что-то, то это навсегда.

О любви Чехова и Авиловой

- Сейчас вы работаете над фильмом, посвященным Чехову...

- Да, литературный сценарий уже есть, и если все будет складываться благополучно, то осенью начнутся съемки. Картина будет питерско-московская, потому что Чехов жил в Москве в основном, а роман у него был с одной очень любопытной петербурженкой - Лидией Авиловой. Они встречались урывками и сами не ожидали, во что все это выльется. А вылилось в достаточно серьезные драматические, даже трагические отношения, которые они тщательно скрывали. Только после смерти мужа и Чехова Авилова опубликовала мемуары. О них громко заговорил Иван Бунин, который увидел эти мемуары изданными, уже будучи за границей. Сценарий фильма основан на переписке Чехова и Авиловой и на воспоминаниях Бунина, который хорошо знал обоих.

«Ленфильм» всегда был в стороне от официоза

- Почти вся ваша творческая жизнь прошла на «Ленфильме». Расскажите, существует ли здесь преемственность?

- Да, конечно. У «Ленфильма», в отличие от «Мосфильма», изначально была другая судьба. Это была творческая мастерская ФЭКС (фабрики эксцентрического фильма). И с самого начала здесь закладывалась не некая кинофабрика, а союз сотоварищей, думающих одинаково, объединенных общими этическими принципами. Дух вот такого студийного существования сохраняется на «Ленфильме» по сей день и передается не казенным способом, а от человека к человеку, от фильма к фильму.

«Ленфильм» всегда работал в стороне от официоза, поэтому здесь даже суперреволюционные картины были все-таки человеческими, в них присутствовал интерес к человеку, человеческой душе и мыслям... А это является самым ценным в искусстве. Дар ленфильмовских режиссеров - очеловечивание идеологии.

- Это было... А что сейчас происходит на киностудии?

- Сейчас картин здесь выходит не много в сравнении с потоком фильмов, которые делаются на телевидении. Но «Ленфильм» сохраняет свое лицо.

- Вы могли бы назвать фильмы или режиссеров, которые, как вам кажется, сейчас являются надеждой «Ленфильма»?

- Конечная оценка фильма складывается из двух обстоятельств: время и зритель. Вот пройдет определенное время - и тогда мы начнем более объективно оценивать то, что делаем сейчас.

На полустанке в ожидании поезда

- Вы снимали фильмы про своих современников, а теперь ваши фильмы обращены в наше прошлое...

- Понимаете, какая штука: нужно снимать о том, что знаешь, или хотя бы о том, с чем подробно и дотошно можешь познакомиться по исторической литературе. А сейчас современные картины должны делать режиссеры, которые в большей гуще жизни существуют. Все-таки я чуть в стороне уже.

- А как бы вы охарактеризовали наше время?

- Это ожидание. Мне кажется, что мы все еще на каком-то полустанке находимся и еще не поняли, куда поезд пойдет дальше. Но все надеемся.

Беседовала Виктория АМИНОВА

↑ Наверх