Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Живодерня жива

На что тратятся бюджетные деньги

О «гуманности и любви» к собакам сотрудников «Спецтранса» по городу ходят легенды. Несмотря на принятую в 2005 году Концепцию гуманного отношения к бездомным животным, в городе и области убийства дворняжек не прекратились. Подтверждение этому - «зачистка» собак в Выборге.

«Гуманное» убийство

Как стало известно редакции, совсем недавно, в апреле, в Выборге произошло массовое убийство дворняжек. Администрацией города был вызван «Спецтранс» для проведения «зачистки». Очевидцы рассказывают, что вся эта кампания проводилась днем, с 12 до 17 часов. Было убито более двадцати собак. Очевидцы и зоозащитники утверждают, что работники «Спецтранса» использовали двухпроцентный дитилин. Это запрещенный препарат, от которого наступает мучительная смерть от паралича легких, в то время как животное находится в сознании. Убиты были не только бездомные собаки, которые находились во дворах домов и на рынке, но и домашние, которые просто гуляли на улице.

Василий Швайбович, который работает на центральном рынке Выборга, в тот день потерял свою собаку. Он рассказывает: «Да, я видел, было двое мужчин. Первый ходил, второй сидел в машине. Номер машины «С 224 ТН», регион не помню. У мужчины в руках была такая трубочка полуметровая, он подошел к собаке и из трубочки - в нее. Мне сосед позвонил, я тут же выбежал на улицу. Смотрю, моя собака меня встречает, я ее позвал, а она уже ориентацию потеряла. Лаяла, шаталась. Я пошел за машиной, чтобы отвезти ее и похоронить. Прихожу, а собаки уже нет. Забрали...»

Светлана Лось, член зоозащитного движения «Право на жизнь», рассказала, что трупы собак отвезли на свалку и закопали: «Но так же нельзя делать! Если собаки были бешеные, их нужно было вскрывать, а потом сжигать. А здоровых собак вообще убивать не разрешено! Мы сейчас хотим откопать трупы, чтобы доказать факт убийства дитилином. Мы даже денег бомжам на бутылку давали, чтобы те нам собак откопали, и с экспертом на экспертизу договорились. Но там охрана, пока результатов нет никаких».

Мы позвонили директору ГУП «Производственно-технологический центр «Спецтранс» Сергею Шелехову и попросили прокомментировать его этот случай в Выборге. На что Сергей Васильевич ответил: «А при чем здесь Выборг? Вот вы с Выборгом и разбирайтесь. «Спецтранс» работает только в Петербурге. Вы что, если бы в Твери собак убили, тоже бы нам позвонили?»

За месяц до этого Светлане удалось поучаствовать в рейде «Спецтранса» по отлову бездомных собак.

«Я с ними ездила, это же живодеры просто! Мне случайно в руки попал список, где было написано, что 18 марта будет отлов собак в Московском районе. Я пошла в администрацию, сказала, что хочу поехать вместе с работниками «Спецтранса», проконтролировать, как происходит этот отлов. Меня не хотели пускать в машину, пришлось скандалить. Стрельнули они в одну собачку золетилом (препарат для общей анестезии. - Ред.) - собачка убежала. Едем, на Авиационной улице лежат три собаки. Как же работники обрадовались, кинулись к ним с криком «собаки!». Они забрали одну собаку, и поехали мы все вместе в администрацию района. У нас есть начальник хозяйственного отдела, Иванова. Она им подписала квитанцию за то, что собаку поймали, и тут же - листочек за возврат собаки. А как можно проконтролировать, вернули собаку или нет, если уже есть квиток о ее возвращении? Я специально им не помешала, чтобы выявить, как все по-настоящему происходит. А если есть уже бумажка о возврате, значит, собаку можно просто в топке сжечь», - делится своим опытом зоозащитница.

Все эти обвинения и факты Светлана Лось и ее товарищ по идее Марина Ермакова открыто, при журналистах, высказали в лицо Юрию Андрееву, начальнику Управления ветеринарии Санкт-Петербурга. Тот поблагодарил женщин за их интерес к проблеме и резонно посоветовал обратиться в суд.

«Мы обращались в суд. Но пока безрезультатно. Дело не берут в производство - якобы за отсутствием состава преступления. Теперь ждем, может, нам удастся откопать все-таки тех собак и провести экспертизу», - жалуется Светлана.

Бюджет и собаки

Концепция гуманного отношения к безнадзорным животным предполагает, что их нужно отлавливать, но не убивать, а кастрировать и чипировать, чтобы вести статистику бродячих собак и обеспечивать эпизоотическую безопасность петербуржцев. По городским затратам видно, что нашу власть волнует проблема с дворнягами. Бюджетное финансирование государственной ветеринарной службы в Петербурге с 2003 года выросло в 272 раза! Если в 2003 году финансирование составляло 3 079 030 рублей, то в 2007 году - более 816 миллионов.

Чтобы решить проблему с бездомными собаками, город провел конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по кастрации и электронному мечению безнадзорных животных. Его выиграла ветеринарная клиника им. Айвэна Филлмора, которую возглавляет ветеринарный врач Юрий Микитюк. По техническому заданию конкурса исполнитель (клиника Микитюка) должен предоставлять следующие услуги: транспортирование животных в стационар и содержание безнадзорных животных в период до проведения кастрации или прием животного от заявителя, первичный медицинский осмотр, кастрация, чипирование животного, иммунизация против бешенства. Кроме этого, исполнитель должен содержать животное после операции в течение 12 - 24 часов и транспортировать его на прежнее место обитания.

Таким образом, работники клиники Юрия Микитюка обязаны как отлавливать животное, так и возвращать его на прежнее место. Однако эта обязанность торжественно переложена на ГУП «Спецтранс». Руководство клиники на официальном сайте заявляет: «Отлов животных для стерилизации осуществляет ГУП «Спецтранс». Заявка на отлов подается через домоуправление, муниципальные образования, милицию. Клиника отловом животных не занимается. ГУП «Спецтранс» доставляет отловленных животных в пункт передержки по адресу: Глухоозерское ш., 16, где бригада врачей нашей клиники осуществляет стерилизацию, вакцинацию и чипирование животного.

Спустя сутки после операции ГУП «Спецтранс» возвращает животное на прежнее место обитания». Получается, что часть оплаченной из бюджета работы ветеринарной клиники выполняет совершенно другая организация.

Где деньги, Зин?

Если количество денег на счету  Управления ветеринарии существенно увеличилось, то вот приютов для тех же бездомных собак катастрофически поубавилось.

Недавно закрыли приют «Тимоша», собираются закрывать «Ильинку». В ней содержится почти полтысячи бездомных  собак, а следят за ними... две семидесятилетние старушки. Начальник ветеринарного управления города придерживается такой концепции: необходимо строить частные гостиницы и клиники для животных, а из вырученных средств содержать дворняжек в рядом стоящем приюте. И содержать-то недолго, а только вылечить, подкормить да найти каких-нибудь хозяев.

Наверное, идея неплохая, однако Светлана Миролюбова, врач-ветеринар, эксперт-кинолог и практикующий юрист, относится к ней скептически: «Мы же платим налоги! Все население Петербурга содержит городскую ветеринарную службу, поскольку покупает продукцию животного происхождения, а в ее себестоимость включена цена ветеринарной услуги ветеринарной службы, и не дешевой. Нужны приюты, которые бы содержались на бюджетные средства».

Сегодня же все чаще встретишь добровольца, который приютил у себя бездомных бедолаг. У Светланы Лось дома - ни больше ни меньше - 20 кошек и три собаки, все они подобраны на улице, отняты у «коробочников» или спасены от «Спецтранса». Вопреки мнению, будто такое количество животных у себя дома может содержать только полоумная одинокая старушонка, Светлана - молодая женщина, учитель физики, которая живет в квартире с мужем и двумя сыновьями.  «Понимаете, я не могу их оставить погибать, это же наши братья меньшие, наши друзья», - объясняет свой поступок зоозащитница.

Светлана Миролюбова дома держит кошку и четырех собак: «Я не могу больше к себе взять животных, у меня лимит уже исчерпан. Стройте наконец муниципальные приюты!» Кроме того, Светлана считает, что для решения проблемы нужно строить не только муниципальные приюты, но и специальные кладбища для животных.

Слушая отчеты городского Управления ветеринарии, думаешь, что в городе вопрос с собаками наконец-то решен. И денег выделяется больше, и предотвращено рождение тысяч и тысяч новых побродяжек. Но только посмотришь вокруг, выглянешь в свой двор, займешься простой арифметикой - и оптимистический настрой тут же улетучивается. Собак зверски убивают, приюты закрывают. Обидно, что в городе европейских стандартов проблема бездомных животных решается варварскими методами.

Инна ЛУШИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Ветеринары завышают цены в десятки раз!

Городское ветеринарное управление считает, что бездомные собаки прежде всего появляются из-за нерадивых владельцев. Поэтому и производится идентификация собак, которым под кожу вводят электронный чип с фамилией хозяина, - чтобы привлечь к ответственности человека, выкинувшего собаку на улицу. Но стоимость услуг, которые оказывает городская ветеринарная станция населению, отнюдь не стимулирует владельцев домашних животных к дальнейшему содержанию и лечению собачек и кошечек.

Светлана Миролюбова рассказала, что контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга (отчет № 2-184/07-0-0 от 03. 07. 2007) установлено: цены на услуги в горветстанции завышены в среднем на 60%. Незаконно увеличена вдвое стоимость платных ветеринарных лечебно-диагностических услуг, оказываемых в ночное время, выходные и праздничные дни. Объем затрачиваемого на оказание услуги рабочего времени остается неизменным, равно как и материальные и прочие текущие затраты и амортизация основных средств. Ни одной услуги горветстанция не оказывает бесплатно.

В других городах России все как-то попроще. В Липецке, например, стерилизация суки стоит 280 рублей, в Астрахани - 332,90, а вот в Питере она обойдется в среднем в 10 тысяч рублей. Удаление яичников и матки в городской ветеринарной станции стоит 4500 рублей. Сотрудник отдела хирургии заверил нас, что «с медикаментами вы в пять уложитесь». Это в будни. А вот в выходные и праздничные дни, в ночное время - в два раза дороже. За нитки и лекарства тоже берут двойную цену.

↑ Наверх