Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Джеки Чана занесло подальше Элли и Тотошки

На экраны вышел боевик «Запретное царство»

История начинается - как множество других историй - с лавки старьевщика. Для тех, кто понимает, такие лавки, забитые пыльным хламом, - просто неиссякаемый источник приключений, ну, или неприятностей. А китайские старьевщики в этом вообще обошли всех других собирателей хлама.

Вот и тут - Джейсон, американский подросток, фанат кунг-фу, но форменный рохля, натыкается на старый-престарый золотой посох. Оглянуться не успел, как поднялся колдовской ураган. И Джейсон, что твоя Элли с Тотошкой, оказался вместе с посохом где-то в далеком далеке. Не в Канзасе. Похоже, в Древнем Китае. И понеслось...

Режиссер Роб Минкофф до этого был известен по работе над диснеевским «Королем-львом» и по фильмам про мышонка Стюарта Литтла. Почему вполне западный кинематографист внезапно взялся снимать «Запретное царство», историко-комический боевик кунг-фу? Может быть, дело в том, что Минкофф женат на Кристалл Кунг, происходящей от самого Конфуция?..

Гораздо интересней другое. В «Запретном царстве» снялись сразу два главных голливудских кунг-фу мастера: Джет Ли и Джеки Чан. На экране они встречаются впервые. И конечно, сама идея не может не вызвать интерес и заведомое уважение. Соединение благородной отстраненности Джета и зажигательной комичности Джеки - прекрасный рецепт.

Прямо с началом нового тысячелетия жанр восточного эпика обрел второе рождение, как будто какой-то герой в горном храме активировал древний артефакт. Но все эти ленты - от «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» до недавнего «Проклятия золотого цветка» - были роскошными полотнами с очень серьезной и даже трагической миной. Похоже, наступил следующий этап. «Запретное царство» проникнуто комедийным духом и не стесняется даже показаться пародией. Когда жанр позволяет себе расслабиться и пошутить - это уже признание и уверенность в себе.

Помянутый подросток Джейсон, попадая в Срединное Царство, находит себе аж двух спутников. Один - Лю Ян (Джеки Чан), Бессмертный Пьяница, весь какой-то мешковатый, лохматый и нелепый, но, разумеется, в настоящей схватке превращающийся в бога подсечек и прыжков. Другой - Молчаливый Монах (Джет Ли), при необходимости так же молча всех убивающий. Рядом крутится симпатичная девушка по прозвищу Золотой Воробей. Монах и пьяница, разумеется, берутся обучать парня и до седьмого пота выжимают из него настоящее кунг-фу, Воробей сидит рядом, печально играет на цитре и хлопает ресничками.

Замечательная эта компания идет через леса и пустыни и надеется, что Волшебник Изумр... простите, Нефритовый Император исполнит каждому его заветное желание. Джейсону, например - поскорее уже вернуться к своему видику с фильмами про Брюса Ли.

Но не все так просто. Неспокойно вокруг. На героев увлеченно охотятся нефритовые воины, Нефритовый Генерал и очень подлая беловолосая убийца. А ведь где-то на горизонте маячит таинственный Царь Обезьян, которого вроде бы надо спасти, чтобы все сбылось.

Работы хватает для всех - а больше всего, наверное, для Юэнь Ву Пина, знаменитого постановщика боевых сцен. Больше пятнадцати лет назад Ву Пин уже работал с Джеки Чаном. «Матрица», «Убить Билла» и пресловутые «дракон» с «тигром» - это все его недавние шедевры.

И значит, в боевых сценах не обойдется без полетов на невидимых тросах, выверенных, почти танцевальных движений - всего того, что зовется «боевой балет».

Что касается совместной работы мастеров - Джеки признался, что ему «за последние десять лет ни с кем не работалось так комфортно, как с Джетом, - если говорить о движениях, ритме и естественных реакциях... Не приходилось выполнять один и тот же трюк по десять раз».

Учитывая все вышесказанное, да к тому же держа в уме красивейшую натуру (бой в нефритовой крепости, бой в вишневом саду...),  «Запретное царство» выходит истинным продолжателем дела китайских боевиков - веселая, бойкая, энергичная история. (И пускай себе морщатся фанаты-пуристы, что «все испортили, устроили балаган».)

Создатели показали себя людьми образованными не только в единоборствах: Царь Обезьян, вокруг которого развивается сюжет, - герой классики китайской литературы «Путешествие на Запад». Сюжет фильма с книгой не связан, но Джет Ли рассказал: «мы со сценаристом хотели сделать фильм - фантазией, как бы сном наяву». Кажется, получилось.

Федор Дубшан

↑ Наверх