Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Карен Шахназаров

про Ленинград, рабочих и джаз

В неистовом свете лазеров на сцену Концертного зала «Октябрьcкий» выскочил некто (в серебристом фраке и алой рубашке). В руках он сжимал электрическую скрипку. Вскинул смычок и принялся яростно пилить по инструменту. Лазеры рисовали на большом экране то контур Петропавловской крепости, то бегущую кинопленку. Все это буйство образов и звуков было увертюрой к открытию XVI кинофестиваля «Виват кино России!».

Открытие всякого фестиваля - конечно, только внешняя его часть. Так сказать, сахарные розочки и другие украшения на торте. Поэтому организаторы уж постарались сделать это представление с размахом: если помещение - то БКЗ «Октябрьский», если ведущие - то не меньше чем юно выглядящая Людмила Чурсина (в желтом платье-колоколе с кружочками) и Василий Лановой (белый костюм и благородные седины).

Однако розочки есть, но непонятным образом зависшие в воздухе. Торта за ними пока не видно. Вот пример: показали, как и было обещано заранее, «Понизовую вольницу», старейший русский фильм на сюжет песни «Из-за острова на стрежень». Сулили какой-то необыкновенный сюрприз. Сюрприз, оказалось, заключается в том, что «Вольницу» трактовали метафорически, на новый лад, и озвучивали соответствующими стихами. Персидская княжна больше не княжна, а голливудская дива.

А Стенька - это отечественный кинематограф. Который бросает Голливуд за борт корабля современности.

«Эй, товарищи, доколе будем мы терпеть княжну? Голливуду в нашей воле нынче объявить войну! Все поют да крутят задом, точно нет на них креста, - нам таких картин не надо, с ними не дожить до ста!» Шутка вышла подзатянувшейся.

Под конец со сцены вылетел моторный самолетик с флагом «100 лет», сделал несколько крутых виражей над зрителями и приземлился прямо в зал. («Кого-то убило», - говорили зрители.)

После этого пошли более привычные поздравления. Вышел Сергей Миронов (в строгом костюме голубиного цвета) и рассказал, что «фестиваль этот - зрительский, то есть самым главным жюри являются люди, пришедшие в кино». Директору фестиваля Людмиле Томской господин Миронов подарил большую вазу, а для той, кого зрительская воля определит как лучшую актрису фестивальной программы, передал огромный срез агата. («Я в прошлом геолог, - рассказал председатель Совета Федерации, - и до сих пор увлекаюсь минералами».)

Выступила Лидия Федосеева-Шукшина. «Вы можете не верить, - сказала актриса, - но мне кажется, что фестиваль с каждым годом все молодеет и молодеет. И в добрый путь!»

Поздравляли не только фестиваль. Наградой «Немеркнущая зрительская любовь» чествовали и некоторых досточтимых юбиляров: Алексей Петренко, которому исполнилось 70, спел вместе с Лановым казачью песню «Хто з кiном не знается».

Принимали поздравления Петр Тодоровский и актеры фильма «Военно-полевой роман»: картине 25 лет. («Инночка Чурикова, Наташенька Андрейченко - это же с ума сойти!» - поделился с публикой Всеволод Шиловский.)

Наконец, почтили четвертьвековой юбилей картины Карена Шахназарова «Мы из джаза». Режиссер поблагодарил питерский фестиваль, пожалуй, самым оригинальным образом - рассказал о своем первом посещении Ленинграда:

- Я тогда был студентом ВГИКа. Мы выпивали с приятелем, поехали на Ленинградский вокзал, дали проводнику пять рублей и приехали в Ленинград. У нас не было ни копейки, и мы провели незабываемую неделю. Как-то я пошел провожать девушку на Васильевский остров. Обратную дорогу найти не смог. Ноябрь, собачий холод.

Я лег на бульваре на скамейку и решил: здесь умру, и пусть это будет одной из легенд Петербурга. Вдруг меня разбудили два парня, рабочие с Балтийского завода. Отвели к себе в общежитие, положили спать. Если б я тогда не встретил этих рабочих - не факт, что я сегодня получал бы награду «Немеркнущая зрительская любовь». Спасибо всем вам, судьбе и этим ребятам! Может быть, они меня сегодня услышат. Ведь жизнь переплетается удивительным образом.

И в подтверждение этих слов открытие фестиваля увенчалось показом последней картины Шахназарова «Исчезнувшая империя», как бы говорившей: даже о вещах исчезающих можно снять вполне живое кино.

Федор ДУБШАН

 

↑ Наверх