Панно «с фигой в кармане»
Давно известно, что единица измерения Петербурга не улица, а площадь. Их формируют памятники, колонны, дворцы, вокзалы и фасады домов. Но чтобы брандмауэры!..
Между тем в ансамбле площади Стачек брандмауэр играет весьма значительную роль. С 1965 года, когда его украсило панно.
Панно создавала группа студентов ВХПУ имени В. И. Мухиной, нынешнего училища имени А. Л. Штиглица. Приближалось пятидесятилетие Октябрьской революции, и выпускник «Мухи» Ринат Багаутдинов под руководством профессоров ВХПУ разработал проект росписи огромной стены, которая видом своим не радовала глаз - в отличие от Нарвских ворот или Дворца культуры имени Горького.
Естественно, сюжет подсказывали время и место. Нарвская застава. Место, богатое революционными событиями: Кровавое воскресенье, организация рабочих кружков и стачек. И потому сюжет панно связан с революционной деятельностью трудящихся Нарвской заставы. Панно показывает три этапа борьбы: занятие подпольного кружка молодых марксистов, распространение революционных идей и, наконец, решающий этап - штурм Зимнего дворца.
Но взгляните внимательно на центральную фигуру панно! Это же творческое переосмысление «Большевика» Бориса Кустодиева - знаменитого полотна, хранящегося в Русском музее.
Небезынтересно вспомнить, что написанный Кустодиевым в 1920 году «Большевик» стал также переосмыслением - его же работы 1905 года. Тогда, в год расстрела мирной демонстрации в Петербурге, в год поражения России в Русско-японской войне, в год кровавого подавления восстания на крейсере «Очаков», художник создал рисунок «Вступление». Огромный скелет шагает на нем по городам России, символизируя смерть.
Гигантский большевик 1920 года тоже шагает через город семимильными шагами с развевающимся в руке флагом. Но если во «Вступлении» скелет идет по городским окраинам, через баррикады, то большевик вознесся над купеческими домами и особняками. То и другое весьма символично, тем более что у ног скелета и большевика - масса людей, кажущихся лилипутами.
А что же большевик на площади Стачек? Кажется, он вобрал в себя символические черты обеих кустодиевских работ.
Здесь есть борьба и смерть за идею. Есть покачнувшийся, но все же, слава богу, устоявший символ империи - Александровская колонна с ангелом и крепкий символ новой государственности - дымящие фабричные трубы. Только люди в нижней части произведения уже не похожи на лилипутов.
Есть ли так называемая фига в кармане в «Большевике» и на панно? А вот на этот вопрос каждый пусть ответит себе сам. Только приглядитесь внимательней к этим произведениям.
Алексей ЕРОФЕЕВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов