Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Места не для слабонервных

Наш корреспондент побывала на необычной экскурсии

Есть и такой Петербург: краснокирпичные корпуса предприятий, склады, пакгаузы, путепроводы и забытые богом объездные дороги. Это островки былой жизни - заброшенное кладбище, погибший завод, железнодорожная ветка, ведущая в никуда. Засыпанные каналы, замусоренные речушки, в которых каждую весну доверчиво плещется мелкая земноводная живность. Сюда не водят экскурсии, сюда редко забредает петербуржец. А если и попадет случайно, то пугливо оглянется - места не для слабонервных. Все это можно увидеть на необычной экскурсии по Лиговскому проспекту - именно сюда привела нас одним субботним днем поэт и архитектор Валентина Лелина.

«А Лиговка была тогда и сейчас осталась...»

Строчки из песни Александра Розенбаума все время приходили мне на ум, когда от гостиницы «Октябрьская» стартовала наша экскурсия. Почему-то вспоминалась Лиговка хулиганская, блатная - благодатный материал для «Улиц разбитых фонарей» и прочих криминальных сериалов. Но Валентина Лелина заговорила о другой Лиговке - промышленной, рабочей и прежде всего - о замечательном инженерном сооружении XVIII века - Лиговском канале.

По указу Петра I в 1718 году инженер Г. Г. Скорняков-Писарев «у деревни Гореловой» построил шлюз, который разделил протекающую в той местности реку на две части. Одна часть получила название Дудергофка и текла себе по естественному руслу р. Лиги (или Лиговки) в Финский залив. Другая же, ставшая Лиговским каналом, питала фонтаны Летнего сада. Общая длина канала - около 20 километров, и строили его три года. Заканчивался Лиговский канал в прудах-накопителях в местности, до сих пор называемой Прудками. К сожалению, канал питал фонтаны недолго - наводнение 1777 года разрушило и фонтаны, и водозаборную систему.

Потом он некоторое время использовался для наполнения прудов Таврического сада, а в 1891 году Прудки и часть канала от Бассейной улицы до Обводного засыпали. Вызвано это было санитарными причинами: вода в канале застаивалась, засорялась бытовыми и промышленными отходами и могла послужить (и служила) источником эпидемий. Недаром в народе бытовало выражение «лиговский букет», возникшее из-за специфического запаха воды. К 1926 году засыпали и участок канала до Московских ворот, а в 1965 - 1969 годах сделали отвод в речку Красненькую у Автова. Но все же старый Лиговский канал (уже без «букета») еще соседствует с Балтийской железной дорогой. А по трассе канала от Прудков до Московских ворот была проложена Лиговская улица (потом - Лиговский проспект).

Кстати: а как пересекались два канала - Лиговский и Обводный? Валентина Лелина поясняет: существовал мост-акведук на месте нынешнего Ново-Каменного моста.

По специальному желобу вода Лиговского канала пересекала Обводный.

По берегам Лиговского канала вставали заводы и фабрики (водный путь - самый дешевый, к тому же вода необходима в производстве). Но наряду с предприятиями можно увидеть на бывшем берегу бывшего канала и особняк владельца чугунолитейного и механического завода Франца Карловича Сан-Галли (изобретателя современных отопительных батарей, между прочим) и старинную Крестовоздвиженскую церковь. А на углу Обводного и Лиговки - доходный дом Дурдиных с могучей башней, и Валентина Лелина рассказывает нам об этом старинном купеческом роде. Первый Дурдин - крестьянин из Ярославской губернии - основал пивоваренный завод и нажил первоначальный капитал. А внук его изучал в Германии технологию пивоваренного дела, знал несколько иностранных языков, ежегодно ездил за границу и следил за всеми новинками пивоварения.

Но дальше, дальше... Знаете ли вы, где был «завод льда»? Знаменитый холодильник, построенный в начале XX века гражданским инженером А. Ф. Голензовским на Черниговской улице, стоит до сих пор. Существует опасение, что его нельзя разморозить: здание рухнет. Но ведь и использовать без реконструкции нельзя. Решат ли современные технари загадку предков?

Лиговский заканчивается у Московских Ворот. Но не заканчивается наша экскурсия.

Город, которого нет

Если обогнуть знаменитый «Максидом» у не менее знаменитого Московского райсовета - выйдем на пустынный безымянный перрон служебной железнодорожной ветки. А вдоль нее тянутся могучие здания складов Красного Креста, построенных перед Первой мировой войной инженерами Ставицким и Хржонстовским. На фронтонах зданий - сбитые (конечно, кресты ведь) знаки Красного Креста. Склады, несмотря на запущенность, производят мощное впечатление. Что-то от средневековых замков есть в их шпицах и могучих стенах. Между прочим, этот памятник архитектуры охраняется государством, но при этом продолжает верно нести свою складскую службу. А Валентина Лелина - энтузиаст промышленной архитектуры - ведет нас дальше.

Скажу честно. Среди участников экскурсии послышался некий ропот: холодно, грязно, унылые задворки вокруг - может быть, пора вернуться в более цивилизованные места? Но самые смелые отправились вслед за Валентиной - и не прогадали. Многие ли из вас бывали на старообрядческом Громовском кладбище, которого как бы нет, но в то же время оно существует?

Громовское кладбище было открыто в 1835-м на земле, пожертвованной купцом-миллионером Федулом Громовым (отсюда название). До 1917 года принадлежало старообрядцам-поповцам Поморского согласия. В 1840-х гг. на кладбище была построена деревянная старообрядческая церковь Успения, в 1912 - 1915 годах - каменная церковь Покрова (архитектор Н. Г. Мартьянов). В 1920-х годах обе церкви снесли. С 1939-го Громовское кладбище закрыто для захоронения, территория пришла в запустение, многие надгробия уничтожены или повреждены.

В глубине кладбища - прямоугольный пруд. Вход - просто проход в низкой железной ограде (с противоположной стороны еще сохранились старинные ворота).

Кладбище явно теснят соседние промышленные территории. На нем почти не хоронят усопших, большое начальство мимо не ездит... Правда, старообрядцами кладбище не забыто и не брошено. Не так давно воздвигнут здесь большой поклонный Крест на месте, где стоял старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы. В крест врезана медная икона.

Уцелевшую часть кладбища можно обойти за какие-нибудь полчаса. И трудно поверить, что здесь когда-то стоял храм (и не один) и молились множество людей.

Наша экскурсия окончена. Но Валентина Лелина просит водителя автобуса проехать по Ташкентскому путепроводу. Тот нехотя (узковато для автобуса) соглашается.

И вдруг перед нашими глазами возникает феерическое зрелище - сразу четыре храма: церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала, купола Новодевичьего монастыря, Богоявления Господня на Гутуевском острове и - совершенно неожиданно - Исаакиевский собор. В действительности наш город невелик, поэтому центр от промышленных окраин совсем не так далек, как можно предположить. И, любуясь творениями Росси и Растрелли, восхищаясь образцами модерна и неоклассики, стоит помнить о трудовой Лиговке, о заброшенном старообрядческом кладбище, таинственном «заводе льда» - равноправных составляющих живой ткани Петербурга.

Наталия Перевезенцева

Фото автора

↑ Наверх