Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Отряд особого назначения

Народная дружина «Петроградская» борется с наркоманией и спасает бездомных

С месяц назад наш корреспондент участвовал в программе «Радио Балтика», где обсуждался вопрос о возрождении в стране народных дружин. А совсем недавно, на городском Празднике корюшки, журналисту «ВП» довелось увидеть отряд добровольцев в действии. Так что же нужно возрождать, если добровольные народные дружины не только не исчезли, а наоборот: их можно увидеть на улицах чаще, чем милиционеров?

Оказывается, в каждом городском районе есть свои отряды народных дружин. В основном по одной на муниципальное образование. Однако на весь Петроградский район приходится лишь одна ДНД. На ее долю выпадает немало: рейды, акции, патрулирование и охрана массовых мероприятий. А городские мероприятия - это и матчи на «Петровском», и гулянья в Петропавловке, это и Крестовский остров, наконец. Для немногим более трехсот дружинников этого, кажется, многовато.

Однако сами дружинники утверждают, что работать командой очень удобно.

- Я считаю, что одна централизованная дружина на весь район - это очень выгодно в плане работы, - говорит Ирина Каминская, командир отряда ДНД «Петроградская». - Вот у нас шесть муниципальных образований в районе, и в каждом могло появиться по дружине. Но перед тем как зарегистрироваться, наш отряд долго вел переговоры с администрацией района, с муниципалами о том, как построить работу. Оказалось, что один центр управления гораздо выгоднее и им, и нам.

Поэтому наша дружина и обслуживает весь район.

ДНД «Петроградская» юридически зарегистрирована как общественная организация в 2002 году. Она была первой в городе, кто официально получил статус народной дружины. Многие отряды в городе поступили подобным же образом. Однако есть и такие дружины, которые действуют по принципу «собрались - попатрулировали». Но и те и другие, несмотря на разницу официального названия, не обладают никакими полномочиями.

- Мы выполняем только функцию понятых при милиционерах. Если рейд какой-то или дежурство, мы подписываем акты, описи. Но даже если на улице кто-то дерется, мы не имеем никаких полномочий действовать без милиционера. Вот раньше, в Советском Союзе, у дружинника была защита. Он мог и разнять хулиганов, и войти в квартиру без участкового. Если кто замахнется на дээндэшника - ответственность как за нападение на милиционера. А сейчас такого нет. Очень бы хотелось, чтобы нас наделили хоть какой-нибудь социальной защитой, полномочиями, -  жалуется Ирина Борисовна.

У дружины «Петроградская» есть собственная форма - зеленый жилет с желтыми надписями.

- Наши жилеты очень хорошие. И теплые, и яркие. Сначала город предложил нам  сделать их  синими, но синий на солнце выгорает. Поэтому остановились на сочетании желтого и зеленого: ярко и видно. Вот жилет ДНД Центрального района - синий с серыми буквами, его не везде увидишь. А наш - в любой толпе», - гордится Каминская.

Буквы на форме отряда вышиты шелковыми нитками! Шесть лет назад выполнить такую работу было относительно недорого - каждый жилет обошелся в 500 рублей. А откуда деньги - спросите вы? Они поступают ДНД из муниципальных округов. Правда, суммы  относительно небольшие. В этом году народная дружина получила 863 тысячи рублей. Это на все про все: и свистки купить, и фонарики, и людей поощрить. Ирина Борисовна рассказала подробно о том, что такое поощрение дружинников:

- Нам же нельзя выдавать зарплату. Зарплату получают только бухгалтеры. А добровольцы получают поощрения. Раньше как было? Состоишь в отряде ДНД - тебе плюс три  дня к отпуску. Еще выдавали дежурный билет дружинника на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси, на год. А когда это отменили, лет пять назад, то многие из дружин ушли. А сейчас надо же хоть символически поощрять людей, вот мы и поощряем денежками.

Под шефством Каминской находится 356 добровольцев, у каждого есть личное удостоверение дружинника. В основном это люди 30 - 40 лет. Но есть и молодежные отряды - студенты технических вузов. Самому старшему члену отряда - Илье Львовичу Файнштейну - 71 год, он, конечно, уже в рейды не ходит, но на специальных мероприятиях появляется. Числятся и работники местных администраций, но активного участия в непосредственном обеспечении безопасности населения они не
проявляют.

В рейды в основном ходят по три человека вместе с участковым. Проверяют чердаки, подвалы, дежурят в вытрезвителях.

Однажды в рейде Ирина Борисовна на чердаке нашла семью без определенного места жительства с грудным ребенком. Оказывается, ребят только что выгнали из съемной квартиры, а новую они пока не нашли. И тут рейд. Как говорится, попали под горячую руку. Семью отправили в администрацию района, где им должны были помочь с жильем.

Самой большой проблемой в Петроградском районе Каминская, по своим наблюдениям, считает наркоманию: «Вот у нас в районе был клуб «Туннель», его недавно закрыли. Да это просто рассадник наркоты! И разные ночные дискотеки. Бывает, в ночь, когда мы дежурим, заводят по 15 уголовных дел, связанных с хранением или продажей наркотиков. Может быть, случаев и больше, но технически не всех успеваем записывать».

В такие ночные дежурства и на стадионы, где опасно, посылают самую сильную часть дружины - юношей. Порой им достается, но часто мальчишки и сами просятся на футбол или на бои без правил. Подежурил и бесплатно посмотрел представление - тоже своеобразная форма поощрения. Женщины же ходят на более спокойные мероприятия - тот же Праздник корюшки. Он, кстати, по замечанию Каминской, прошел очень спокойно.

В дружине такая система: кто выходит в месяц на четыре дежурства - получает 600 рублей. Одно дежурство длится четыре часа. Кто сделал больше «вылазок», тому плюс 150 рублей в час. Но дружинник не получит и этих денег, если он выходил только три или меньше раз в месяц. Деньги символичные - но все равно приятно.

ДНД Петроградского района в этом году будет праздновать уже свое пятидесятилетие. «Мы ни в перестройку, ни в 90-е годы не переставали работать. Я сама в народной дружине с 1975 года», - говорит Каминская. Что заставило ее посвятить всю жизнь добровольному отряду? Ирина Борисовна и сама не может четко ответить: «Да я всегда этим занималась. Как иначе?»

Инна ЛУШИНА, фото автора

 

↑ Наверх