Михаил Литвяков:
От своего юбилея я сбежал на дачу
Наше знакомство началось с недоразумения, известного всем по старой песенке: «Мы оба были». - «Я у аптеки». - «А я в кино искала вас». Минут сорок, наблюдая за причудливыми капризами майской погоды, когда солнце почти мгновенно сменялось снегопадом, а потом градом, ждала мэтра. Потом решилась позвонить. Разгневанный голос обрушился на мою бедную голову: «Где вы ходите? Я вас уже давно жду!» Оказалось, что Михаил Сергеевич ждал меня в Доме кино, а я его - на «Ленфильме».
Все же он сменил гнев на милость ради встречи с читателями «ВП» и приехал на «Ленфильм». Крепкий, подтянутый, с ярко-голубыми (почти как у Пола Ньюмана) глазами, Михаил Литвяков выглядит гораздо моложе своих лет. Тем не менее первый вопрос - о юбилее.
Все эти юбилеи - суета сует
- Михаил Сергеевич, этот год как-то особенно богат на юбилеи. Не все их любят. Максим Шостакович, ваш ровесник, назвал свое семидесятилетие проклятым.
Валерий Гергиев сбежал в Москву и устроил в свой день рождения благотворительный концерт, переключив внимание со своей персоны на помощь детям. А Мадонна, у которой все спрашивают, что она чувствует в канун пятидесятилетия, отмахивается: «Подумаешь, большое дело! Старушке стукнет полста!» Как вы относитесь к круглым датам?
- Совершенно спокойно. Во-первых, я не чувствую, что мне семьдесят. Моя внучка спрашивает недавно у бабушки: «Почему ты говоришь, что дедушка старый? Он молодой!» А устами младенца глаголет истина. Раньше, когда я переживал пятидесятилетие, шестидесятилетие, меня это как-то волновало. Но чем дольше живешь, тем яснее понимаешь, что все эти даты, юбилеи - суета сует.
И свои, и чужие. От своего я сбежал на дачу, на грядки. Достать меня можно было только по телефону. Те, кто хочет меня поздравить, сделают это через месяц на приеме по случаю открытия фестиваля «Послание к Человеку».
- Вы говорили, что название фестиваля почерпнули из Библии. В частности, из знаменитых посланий апостола Павла. В них много интересного, но особенно трогает послание к коринфянам, где апостол говорит о любви: «Если я говорю на языках человеческих и ангельских, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий». Что несет в себе ваше послание или, как модно говорить сейчас, месседж?
- Естественно, вечные истины, которые за две тысячи лет не слишком изменились. Так же, как и духовный мир человека, его душа. К ней мы и обращаемся, напоминая о вечных ценностях, о которых в современной России часто забывают. Сегодня возобладали иные, не свойственные ей прежде приоритеты - деньги, сила, жестокость. И эта смена ориентиров, ломка человеческой психологии происходят при откровенном попустительстве государства.
В жизни и в искусстве исчезли пределы дозволенного, стерты все границы. Недавно я шел через детскую площадку и услышал, как шкеты в песочнице разговаривают матом.
Надежды на духовные авторитеты нет.
Нужны запреты
- Я как раз хотела спросить: должны ли существовать табу в искусстве? Или свобода искусства священна и художнику все дозволено? Устраивать групповые оргии на глазах у публики или, как это недавно сделал один мерзавец из Коста-Рики, убивать собаку, прикрываясь благими намерениями?
- Нужны запреты. Что-то должно быть запретным, табу. Потому что надежды на сознательность, на духовные авторитеты нет. И детям нужно что-то запрещать.
Вседозволенность может привести к страшным последствиям. Не надо нам перенимать нравы тех, кто обитает на задворках Америки.
Все это - брань, реклама пива и сигарет, дешевые телешоу, бульварная пресса - кажется мелочью, но постепенно, как ржавчина, разъедает душу человека, развращает. А мы слепо копируем Запад. Ввели этот пресловутый ЕГЭ. Во многих европейских университетах уже давно отказались от этих гадалок с вопросами.
Америка охотно принимала и принимает наших ученых-эмигрантов, получивших качественное образование в нашей стране. Значит, не нам у них надо учиться?
Впрочем, учиться можно, но не стоит копировать самое плохое, что сегодня только есть на Западе.
Что касается искусства, то, если художник творчеством своим обращается не к светлым, а к темным силам, это лжехудожник.
На этот фестиваль мы взяли картину об одной очень неоднозначной художнице, очень спорную. Я хочу спровоцировать дискуссию о пределах дозволенного. У нас, кстати, демонстрировался когда-то на фестивале фильм Натальи Михайловой с таким названием - «Пределы дозволенного». При всей гуманистической направленности нашего фестиваля (а мы при отборе в фестивальную программу предпочитаем ориентироваться на фильмы, которые дают зрителям веру, надежду, любовь, учат состраданию) мы не можем не замечать острых, спорных даже фильмов, которые не вписываются в фестивальную концепцию, но дают повод для разговоров и размышлений.
- Режиссер и актер Андрей Смирнов не так давно сказал, что в современной России документальное кино отстает от игрового. Вы согласны?
- Нет, не согласен. Да, сейчас заметен прорыв игрового кино, снимается много фильмов, зрители ходят в кинотеатры. Но что мы видим на экране? Подражание американским блокбастерам, которые гарантируют быстрые деньги. Российское игровое кино весьма далеко от реальной сегодняшней жизни и ее проблем. А в документальном кино есть фильмы, которые эти темы затрагивают. Беда в другом - они не имеют экрана. Фактически кинофестиваль становится прокатом для некоммерческого кино.
Надо признать, что документальное кино не может существовать без государственной поддержки. Нужно специальное финансирование и для кинолетописи, которую необходимо снимать на кинопленке, или иметь средства, чтобы переводить с цифры на пленку. Ведь видеоносители не могут храниться долго. Нельзя забывать об этой важной функции документального кино: оно сохраняет историческую память, без которой невозможно существование любого народа.
Мы наплодили людей, которые скоро будут мстить обществу
- В нашей газете недавно появились фотографии георгиевской ленточки, на которой кто-то решил высушить белье...
- Это и есть одичание. У нас народ потерял свое лицо, превратился в население. Да, молодежь носит георгиевские ленточки. Но все ли понимают, что они символизируют, знают ли правду о войне и о Победе? Мы плодим невежество, безграмотность. Недавно увидел на заборе слово из трех букв, написанное... с ошибкой!
Это апофеоз. Мы упустили целое поколение, наплодили людей, которые скоро будут мстить обществу.
Я бы предложил сделать - по образцу Антона Макаренко - трудовые коммуны. Беспризорным, никому не нужным детям - а их так много в стране - необходимо дать приют, обучить хорошей и нужной профессии, гарантировать им жилье, дать перспективы в жизни. И еще - очистить их души, запачканные той грязью, которой, к сожалению, так много вокруг сегодня. Это все надо делать в государственном масштабе.
Помолчав, Михаил Литвяков вдруг улыбнулся:
- Какое-то не юбилейное получилось у нас с вами интервью! Нет, я на самом деле не всегда такой брюзга. Но, поймите, я все это вижу, чувствую, переживаю, у меня сердце болит! И чем старше становишься, тем больше видишь и острее чувствуешь...
Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Досье
Михаил Литвяков, режиссер-кинодокументалист.
Родился 17 мая 1938 года. Окончил ВГИК в 1965 году.
В кино сразу заявил о себе. Фильмы «Трудные ребята», «До свидания, мама», «Люди земли Кузнецкой», снятые начинающим режиссером, вошли в список лучших документальных фильмов 60-х годов. Снял больше сорока фильмов.
Генеральный директор международного кинофестиваля «Послание к Человеку».
Заслуженный деятель искусств России. Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР. Награжден орденом Дружбы.
Важно: Правила перепоста материалов