Мистика и реальность петербургских наводнений
Потопы в городе на Неве случались с интервалом в сто лет, а строительство дамбы замораживалось по политическим мотивам
По традиции к Дню города архивный комитет Санкт-Петербурга и Ленинградской области устраивает выставку, повествующую о той или иной стороне жизни Северной столицы. На сей раз при помощи коллег из всех практически архивов Петербурга авторы экспозиции решили рассказать о... наводнениях. Тема вроде бы не совсем праздничная, учитывая катастрофические последствия наиболее серьезных потопов. С другой стороны, наводнения - неотъемлемая часть истории города, которая, к счастью, не будет иметь продолжения: в апреле нынешнего года завершено строительство важнейшего объекта защитных сооружений - судопропускного канала - и в скором времени гонимая ветром из залива вода в Неву попадать не будет. Таким образом, выставка подводит черту под печальной статистикой 324 петербургских наводнений.
В 2024 году ожидается большая волна...
К сожалению, никаких документальных сведений о первом страшном наводнении, 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше нуля Кронштадтского футштока, не сохранилось. Известно лишь, что матушка Екатерина повелела впоследствии возводить дома на фундаментах, возвышающихся над сей губительной отметкой, а император Павел приказал держать в потенциально опасных районах затопления лодки с гребцами, готовыми прийти на помощь.
А вот о наводнении 1824 года, которое современники называли не иначе как потоп (вода поднялась на 421 см!), известно намного больше. По неофициальным данным - 14 тысяч погибших! Ущерб городу составил 20 млн. рублей, что по тем временам не просто много, а очень много. Власти помогли пострадавшим деньгами. А учителей гимназии, спасавших детей от разбушевавшейся стихии, сочли нужным премировать.
Наводнения 1903 и 1924 годов нашли свое отражение не только в справках и отчетах, но и на фотографических снимках. Посмотреть - и читать выцветшие бумаги нет необходимости, все предельно ясно и понятно. Моряки, бредущие по колено в воде. Оказывается, они - в парке. Плавающие по проспектам лодки. А вот - совершенно невероятный сюжет: возле Русского музея, совсем как рядом с каким-нибудь деревенским домом, на веревках сушится белье. Оказывается, таким образом проветривали намокшие музейные экспонаты.
По странному стечению обстоятельств сильнейшие наводнения в Петербурге случаются с интервалом в сто лет. Хотя ученые мужи еще в прошлые века проследили взаимосвязь наводнений с циклонами - ничего странного здесь нет, чистой воды научные выводы. Следующий потоп, который мог бы смыть все бутики с Невского проспекта и залить «Макдоналдсы» по самую вывеску, прогнозировался нашими предками аккурат на 2024 год. Ждать, в общем-то, не так уж и долго...
...но до города она не дойдет
Практически сразу, как случился хрестоматийный эпизод с вытаскиванием Петром Алексеевичем царственной дланью тонущих простолюдинов из вод разбушевавшейся Невы, стали задумываться, как оградить город от затоплений. В XVIII веке всерьез рассматривали проект господина Миниха, который предлагал каждый остров Петербурга окружить самостоятельной дамбой. Но эту затею положили под сукно - может, и к лучшему. После наводнения 1824 года был проведен международный конкурс на проектирование защитных сооружений, победил в котором инженер Петр Базен. Именно он предложил построить дамбу от Лисьего Носа до Ораниенбаума - практически на том самом месте, где в наши дни и завершается ее возведение.
Дальше начинается нечто мистическое с уклоном в политику. (Хотя заведующая выставочной галереей Лидия Дмитриева никакой мистики тут не усматривает - историки лишь фиксируют факты. Впрочем, судите сами.)
Начинают проектировать дамбу - вмешивается Первая мировая война и революция.
В 30-е годы прошлого века НИИ коммунального хозяйства разрабатывает проект строительства защитных сооружений, который активно поддерживает товарищ Киров. В 1932 году проект подготовили, спустя два года Кирова убили, начались репрессии, проект заморозили.
После войны НИИ комхоза вновь вернулся к работам над проектом, в 1952 году его направили товарищу Сталину, попросив два миллиарда советских рублей на строительство... В 1953-м Сталин умирает, начинается борьба за власть, еще один проект кладут под сукно.
Лишь 2 августа 1979 года приняли решение строить, но начались споры относительно экологии, а потом случился экономический кризис, распад страны и смена власти - вновь вмешалась политика! И до 2002 года дамба пребывала в коматозном состоянии.
На витрине экспозиции представлен ответ руководства управления «Морзащита» на критическую статью «До и после ледовой проводки», появившуюся в нашей газете летом 1986 года. Тогда «Вечёрка» крепко отчитала строителей за то, что они затягивают сроки, разбрасывают деньги и увлекаются парадными мероприятиями.
«Партбюро, профсоюзный комитет, администрация управления «Ленморзащита», его специалисты в авангарде с коммунистами обязуются принять активные меры по усилению своей роли в сооружении столь важного для города сооружения», - сказано в ответе. Стиль - потрясающий! Чем закончилось усиление - известно.
Радует лишь, что продолжения этой весьма любопытной экспозиции, с которой настоятельно рекомендуем вам ознакомиться, скорее всего не последует.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Выставка «Город и наводнения. История противостояния» будет работать до 30 июня ежедневно с 11 до 16 часов, кроме выходных и праздничных дней, в архивном комитете Санкт-Петербурга и Ленинградской области, расположенном на Таврической ул., 39. Вход свободный.
Важно: Правила перепоста материалов