Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Спасибо Василию Васильевичу за русскую красавицу

Государственный академический оркестр народных инструментов имени Андреева отмечает 120-летие

И репетиция - волшебство

Дирижер кричит:

- Раз-два-три... седьмой такт! Давайте сначала, не в полный голос.

Он не во фраке, а в обычной водолазке. Музыканты, видимо по привычке, одеты более строго, но все равно - у мужчин расстегнуты вороты рубашек, у дам на спинках стульев висят сумочки. Ведут себя гораздо свободнее, чем те, кого мы привыкли видеть на сцене Большого зала Филармонии: переговариваются, пересмеиваются. Вокруг, прямо по рядам концертирующих, бродят журналисты. Щелкают затворы фотоаппаратов. Я держусь немного сбоку, брожу по пустому залу.

Интересно же побывать в Филармонии в неформальной обстановке. На концертах я обычно начинаю дремать, даже не успев поозираться по сторонам.

Знак дирижера - и звучит... как будто арфа? Но глядишь внимательней и понимаешь: вон те два огромных «стола» - это гусли.

А потом вступают и остальные. Но у музыкантов в руках не скрипки и альты, а балалайки и домры. Контрабасы, как отставные ветераны, стоят в сторонке, тяжело опершись о стулья.

Идет генеральная репетиция Андреевского оркестра - то есть Государственного академического русского оркестра имени Андреева.

Солирует красивая женщина, но почему-то на немецком языке. Классическое сопрано - вместе с балалаечным звучанием это дает странный, но приятный эффект. Поет Ася Давыдова, приглашенная солистка. В конце арии - каскад действительно высоких нот, взятых безупречно. Музыканты аплодируют, постукивая по своим инструментам.

«Всем спасибо!» Тут репетиция и заканчивается, совсем быстро: кажется, что это был краткий прогон специально для журналистов.

Мы не пойдем к новым русским играть «Мурку»!

Через дорогу, в отеле «Европа», должна состояться пресс-конференция с дирижером, солистами и музыкантами. Спешу туда, потому что организаторы пообещали каждого явившегося журналиста одарить балалайкой. Кто же не захочет обзавестись балалайкой?!

На встрече директор оркестра Наталья Митина рассказала о предстоящих концертах:

- Те, кто не попадет на сегодняшний концерт в Филармонии (21 мая. - Прим. ред.), смогут послушать Андреевский оркестр 10 июня в Капелле: там сыграют Грига, Брамса и Верди. В рамках проекта «Белые ночи на Казанской» оркестр выступит с программой мазурок и полек «Василий Андреев - русский Штраус». В сентябре приедет молодой самарский коллектив «Виртуозы Самары» - и будет устроен совместный концерт. В сентябре же оркестр сыграет вместе с хором из Японии «Сиракабе», что значит «Березка».

Художественный руководитель и главный дирижер оркестра народный артист России Дмитрий Хохлов:

- Мы еще со времен Андреева стараемся играть любую музыку, нашу и зарубежную, избегая только симфонических форм - нужно выбирать камерную музыку.

Вообще стараемся организовывать исполнение очень деликатно. Недавно появившаяся медная духовая группа используется у нас только в некоторых произведениях.

Зато наша балалайка не знает национальных границ. Мы прекрасно исполняли греческую музыку для греков, японскую - для японцев, испанскую - для испанцев.

Всякая мелодия, в которой есть национальный колорит, прекрасно ложится на народные инструменты. Производит огромное впечатление. На Западе после концертов к нам постоянно подходят люди, говорят: «Мы совершенно не знали, на что шли. Думали - балалайки, народная музыка... А тут такое симфоническое, слаженное звучание!»

Но не все радужно. У нас есть и проблемы, о которых не могу не сказать. Отсутствие собственного зала - это самая большая наша беда. Мы не можем заранее планировать никаких выступлений, потому что играем по чужим залам в освободившихся «окошках». Старшее, опытное поколение музыкантов уходит, потому что нуждается в лучшем заработке. А сейчас, конечно, есть сложности с финансированием.

Я считаю, что сохранение самого оркестра - это не только и даже не столько наше дело, как задача государственная. Должен быть грант, которого мы не можем добиться. Должны быть спонсоры, чтоб мы могли ездить. Мы замкнуты в пределах Петербурга. Конечно, это прекрасный город и мы гордимся тем, что играем здесь, - но оркестру нужен простор, чтобы расти.

И чем больше оркестр будет поддерживаться, тем будет лучше для всех. Нас часто приглашают сыграть на разные мероприятия, но на некоторые мы не можем согласиться: это не соответствует статусу оркестра. Мы не пойдем к новым русским играть «Мурку».

Справка «ВП»

Как нам сообщают источники, оркестр был создан музыкантом-просветителем Василием Васильевичем Андреевым в 1888 году и в первые же годы своего существования завоевал мировое признание. Оркестр объездил весь мир. Везде, где он бывал, возникали балалаечные кружки, оркестры и ансамбли - так притягательна русская музыка. Главной идеей Андреева было «скрестить фрак с балалайкой» - сделать из крестьянского инструмента концертный, создать оркестр по принципу симфонического, но с использованием народных инструментов: балалаек, домр, гуслей.

В восторге были все, вплоть до императорской семьи: цесаревич Алексей обучался игре на балалайке у музыкантов оркестра, а в 1913-м году, отмечая 25-летие, оркестр вместе с государственным финансированием получил название Императорский Великорусский Оркестр.

(Шаляпин писал в поздравительной телеграмме: «Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».)

В 1918 году Андреев умер, а для оркестра, как и для всей страны, наступили совсем новые и едва ли безмятежные времена. Однако бывшему Императорскому Великорусскому удалось выжить, пройти насквозь - и нынче он дает юбилейный концерт в честь собственного 120-летия.

Как бы демонстрируя, что готов играть Андреевский оркестр вместо «Мурки», вошли почти что ряженые: кто с волынкой в виде козы, кто с бубном, кто с гудками и жалейками - и притом все в костюмах и вечерних платьях. Это были музыканты оркестра, объединившиеся в камерный коллектив «Серебряные струны». Они грянули какой-то лихой языческий фолк, и у многих присутствующих помимо воли, как у Наташи Ростовой, стали притопывать ноги и прихлопывать руки - так заразительно звучало.

Странно и непривычно понимать, что вот они - самые глубокие, колдовские корни музыки. Но музыканты Андреевского оркестра глядят на это, должно быть, постоянно. Им уже привычно.

Да, а вместо настоящего инструмента всем подарили магнит на холодильник в виде балалаечки.

Что ж вы так обманули в ожиданиях? - думал я в сердцах. Конечно, понятно, что сейчас не то время, - при императорском финансировании, наверное, подарили бы настоящую. Но все-таки жаль. Хочется же попробовать побренчать - вдруг да получится?

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх