Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Елена Колина: Хорошая книга — это математика плюс волшебство

Известная писательница выпустила новый роман с интригующим названием «Дневник измены».

- Как так получилось, что вы, человек с двумя серьезными университетскими образованиями (математика и психология), математической диссертацией, стали писателем и за пять последних лет написали аж десять романов?

- Случилось все очень просто. Как очень многие девочки, в школе (а училась я в той же школе, что и Путин, 281-й, химической) я хорошо писала сочинения. Но моя вредная учительница по литературе как-то умудрилась отвадить меня от слова. И на этом моя литературная карьера прервалась. Долгое время я вообще ничего не писала. Правда, у меня была такая странная особенность - я думала текстами. Не мыслью, когда мелькают какие-то обрывки, а сразу целыми текстами. А лет пять назад я написала совсем небольшой текстик, рассказик, и показала его своей подруге, московской журналистке. Она мне говорит: «Так мило, так славно! Пиши книгу!» И я написала первую книжку («Барышня и хулиган», потом ее переиздали под названием «Бедные богатые девочки»). Если бы меня сразу не издали, я не стала бы писать.

- А на какого читателя вы ориентируетесь? Вы его себе представляете?

- Более или менее конечно. В основном мои читатели - женщины. Наверное, условно говоря, это все-таки женщины с высшим образованием - и дело здесь не в дипломе, а в уровне притязаний. Хотя я знаю, что моя помощница по хозяйству и ее круг читают меня с удовольствием, при том что они все-таки несколько иного образовательного уровня. Когда я только начала писать, одна из моих подруг сказала: «Это все так смешно, так остроумно, но кому же это может быть интересно? Только нам, петербурженкам из интеллигентных семей, но нас же три с половиной человека». Оказалось, что нас очень много, и это не только для нас.

- Я знаю, что в читательских отзывах вас помещают в числе любимых авторов через запятую рядом с Мураками. Вас это не удивляет?

- Меня теперь не удивляет ничего. А вначале очень удивляло. Например: «Мой любимый писатель Мураками - запятая - Елена Колина». Или: «Мой любимый писатель Дарья Донцова - запятая - Елена Колина». По математическому закону можно сказать, что Мураками = Дарья Донцова. Вот так получается.

- Помогают две ваши освоенные профессии - математика и психология - писать? Или мешают?

- Математика, конечно, помогает. Логическое мышление имманентно структурирует текст. Читая наши многочисленные детективы, наблюдаю полную неструктурированность: ниточки оборваны, концы не связаны. А я мыслю логически. Другое дело, и сама пыталась написать детектив, считая, что могу разрисовать все схемы и все у меня будет супер, как у Агаты Кристи, но этот секрет мне не дался. Оказалось, что это, увы, не структурируется, это некое волшебство.

- Детектив - это волшебство?

- Такой, как у Агаты Кристи, - да. Я рисовала огромные листы со схемами, чертила стрелочки, но - увы... Не получается. Должно быть волшебство.

- Ваш новый роман называется «Дневник измены». Название тревожное. В самом деле без измены никак не обойтись?

- Мне было интересно исследовать, что такое измена, как это все происходит. С одной стороны, мы сейчас на это смотрим очень просто: женился, развелся, изменил и не развелся - и кажется, что это часть жизни. Я, кстати, здесь никакой не морализатор, и все, безусловно, через это проходили в разных вариантах.

А совсем недавно читаю у Надежды Мандельштам, как все они в двадцатые годы тоже увлекались сексуальной свободой и разного рода экспериментами типа жизни втроем, но позже она поняла, что измена - это настоящая трагедия и что отношения никогда не вернутся к тем, которые были до измены. Они могут стать - это уже я продолжаю - лучше, могут стать хуже, люди могут совсем расстаться, но к первоначальному состоянию они уже не вернутся. В моем сюжете участвуют две пары, и измена крест-накрест: довольно часто, кстати, встречающаяся ситуация.

- Поскольку это не детектив, можно спросить об итоге? Что случилось в результате с этими парами?

- Я всегда хочу - и в результате у меня всегда так и получается - хорошего финала. Мой лозунг: «Хорошим героям - хороший финал!» А в примечании я думаю: а не очень хорошим героям - ну, тоже не самый плохой финал, человеческий. Кроме того, что мне просто нравится, когда всем хорошо, у меня есть глобальная идея, она относится скорее к большой литературе, но и к беллетристике ее тоже можно отнести. Если, например, мы показываем всякие ужасы и страсти-мордасти, как на картинах Босха, то мы должны показать и возможность светлого пути.

- А как приходит замысел романа?

- Самыми невероятными путями. Бывают и смешные вещи. Моя «Умница, красавица», если можно так сказать, ремейк «Анны Карениной». Просто была идея посмотреть, как сейчас разворачивалась бы подобная ситуация: изменила мужу с молодым офицером - что дальше? А для меня всегда невероятно сложно выбрать имя и фамилию героям, потому что они очень живые. Стоит на середине книги изменить имя, и получается уже другая героиня, и под нее надо уже многое менять и подстраивать.

И я никак не могла придумать фамилию для моей Анны (у меня она Соня) и ее мужа. И вот как-то, гуляя по Москве, вижу: «Усадьба Головиных». Боже, вот же эта фамилия - Головины! А потом, когда просто из любопытства рылась в истории создания «Анны Карениной», обнаружила, что  «Каренин» - производное от слова  «carera» - голова. И получается, что Каренин - это Головин. Вот такая мистика!

- Конечно, писательство это и большой труд, но и большое удовольствие. А какие еще есть удовольствия в жизни Елены Колиной?

- Да, именно так: и большое счастье, и работа тоже. В каждом романе есть нечто, ради чего ты все это затеял, что безумно увлекает, тревожит, заполняет жизнь. Но остальное - это работа, когда надо просто усадить себя за компьютер. А может, лучше почитать, в гости сходить... А что еще? Да, наверное, то же, что и у всех: филармония, театр, лыжи, дачная жизнь, путешествия, домашние звери - собака и кошка. Тут уже никакое хобби не втиснешь. Собака у меня - малый пудель черного цвета по имени Винни-Пух. А кошка - найденыш, но при этом красивая, сиамская. Вообще-то я кошек не люблю, но эта неожиданно появилась - с ней и живем.

↑ Наверх