Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Сам хватай на полках книги и на место не клади!

Несмотря на катастрофическое положение школьных библиотек, в них еще остаются увлеченные специалисты

Наверное, сегодня вспомнят о замечательных питерских библиотеках - РНБ, Академии наук, им. Маяковского. И это правильно. Большие центральные библиотеки - наша гордость. Они, как говорится, в первых рядах борьбы за просвещение. Но за ними - целая армия районных, ведомственных, вузовских и школьных библиотек. Как бы ни развивался Интернет, какими бы тиражами ни выходили электронные книги - мы приходим в библиотеку. И не секрет, что от того, кто нас там встретит, особенно в детстве, зависит - придем ли мы сюда второй раз. Помню... но не будем в праздник о грустном. Лучше я расскажу вам о школьном библиотекаре, одном из многих (в Петербурге ведь не одна сотня школ).

«Цветочки и ягодки» культурной столицы

Елена Романчук, библиотекарь Лицея информационно-коммуникативных технологий № 590, что на Юго-Западе, с гордостью показывает мне целую оранжерею, разместившуюся между книжными стеллажами. «Я люблю цветы, и цветы меня любят, - улыбается она. - Дома у меня целый зимний сад». То ли из-за цветов, то ли из-за улыбки Елены в библиотеке не просто чисто и светло, но по-домашнему уютно. Сюда хочется приходить.

- Ребенок может воспитываться в сложной (мягко говоря) семье, видеть уличную грязь, слышать нецензурщину - но он должен знать, что есть и другая жизнь, в которой тепло, светло, интересно, - говорит Елена. - И выбор за ним. Мы можем только помочь ему.

Как помочь? Школьные библиотеки находятся, прямо скажем, в непростой ситуации. Ведь они должны не просто приучить ребенка к чтению, но и обеспечить учебный процесс: получить нужные учебники, вовремя списать устаревшие и, увы, купить недостающие книги на деньги родителей (финансирование не дает возможности обеспечить каждого ученика полным комплектом учебников). Так что какая из этих двух задач важнее - решает сам библиотекарь.

Начнем с учебников. В год лицею № 590 оплачивают покупку 670 - 690 учебников - в зависимости от количества учеников. Вроде бы должно хватить. Но. Многие учебники выпускаются в двух томах, и каждый том считается отдельной книгой. Вот и приходится просить родителей докупать недостающие экземпляры. И так каждый год: во что превращается учебник после года-двух усиленного изучения - сами понимаете. Помнится, мне достался учебник по истории, в котором всем без исключения историческим деятелям (включая Надежду Константиновну Крупскую) были художественно пририсованы усы и бороды. А некоторым, особо любимым, кое-что и похуже.

А теперь - внимание. И прошу редактора выделить эту фразу жирным шрифтом. В культурной столице с 1996 года не отпускается ни копейки на комплектование школьных библиотек художественной и научно-познавательной литературой! С введением год назад подушевого норматива финансирования школ ситуация существенного изменения не претерпела. То есть ни новинки детской литературы, ни энциклопедии, ни книги по искусству, ни педагогическая литература для учителей - школьным библиотекам недоступны. И говорить в таких условиях, скажем, об аудиокнигах, столь популярных у молодежи, просто неприлично.

- Как же вы живете? - ужасаюсь я. - Цветы цветами, но ведь без новых поступлений библиотека мертва.

- Книг 30 - 40 в год нам передает издательство «Просвещение». Это в основном познавательная литература. Еще мы сдаем макулатуру и на вырученные копейки ухитряемся купить несколько новинок. Союз писателей Петербурга недавно подарил десяток книг... Еще...

Елена перечисляет хитрые ходы, благодаря которым библиотека как-то пополняет свои фонды, а в моей голове как колокол звучит: «Ни копейки на книги детям! Культурная столица!»

«Ты пришел в библиотеку...»

- Елена, школьную библиотеку не обойдет стороной никто из учеников. А как начинается знакомство с библиотекой?

- В первом классе, когда малыши заканчивают изучение азбуки, мы устраиваем Праздник азбуки. В его программу обязательно входит экскурсия в библиотеку.

Многие здесь впервые. И для того чтобы они лучше запомнили, что к чему, я пытаюсь разнообразить свой рассказ стихами. Вот, например, такие «Вредные советы» в духе Григория Остера:

Ты пришел в библиотеку -
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
никому не говори.
Отвернись и на вопросы
ни на чьи не отвечай,
Сам хватай на полках книги
и на место не клади.

Этими стихами с нами поделилась библиотекарь ЦБ Красносельского района на семинаре. Первоклассники их с удовольствием повторяют и незаметно запоминают правила пользования библиотекой.

- А как вы относитесь к экранизации классики? Не бывает так, что ребенок посмотрит кино и считает, что книгу читать уже не обязательно?

 - Бывает. Но я говорю ему: фильм поставлен по мотивам книги. Это видение режиссера, это его мнение. А прочитав книгу, ты составишь собственное мнение, может быть, прямо противоположное режиссерскому. У нас в школе, кстати, есть хорошая видеотека, где представлена практически вся русская классика.

Борьба за первую Нобелевскую

Не секрет, что современный мир захлебывается в море информации. Она поступает в наши бедные головы ежесекундно. Просто физически чувствуешь, как застревают в мозгу рекламные слоганы, всякие музыкальные «муси-пуси», горячие новости и «жареные» факты. Как научиться вылавливать в этом мусорном море то, что нужно именно тебе?

- Моя задача, - говорит Елена, - состоит еще и в том, чтобы научить ребенка находить в книге нужную информацию. То есть - сначала найти правильную книгу, затем отыскать в ней то, что требуется. В каждой книге есть СБА (справочно-библиографический аппарат), им нужно уметь пользоваться. Для этого мы с нашим методистом по игровым методам обучения Юрием Гуриным придумали информационно-поисковые игры. Играть можно командами. Перед началом игры на стол выкладываются разные книги, справочники. Время пошло. На экране компьютера - вопрос. Чтобы ответить на него, надо поделить его на части, выстроить логическую цепочку и последовательно, пользуясь книгами и Интернетом, найти правильный ответ. Несколько вопросов - несколько ключевых букв - и победители видят на экране, скажем, фамилию - Клячкин. И звучит его песня о Петербурге. Задания могут быть самыми разными - по литературе, истории, русскому языку.
Момент соревновательности превращает их в увлекательную игру.

- А призы есть?

- Конечно. Небольшие, сами понимаете... Ручки, брелоки... Но ведь не в них дело.

Немного о личном

- Елена, а как вы стали библиотекарем? Мечтали об этом с детства? Или, как говорится, так случилось?

- Мне всегда нравился порядок. Во всем - в одежде, в мыслях, в поведении, в отношениях. А библиотека - это же овеществленный порядок. Поэтому выбрала библиотечный факультет Академии культуры вполне осознанно. Из 20 лет работы библиотекарем - 18 лет в лицее № 590.

- Есть такое выражение: «Плох тот солдат, в ранце которого не лежит маршальский жезл»...

- Останусь ли я школьным библиотекарем? Знаете, я очень люблю Францию 1950 -1960-х годов: ее музыку, литературу. Занимаюсь на курсах французского языка. В идеале хотелось бы связать работу с увлечением... Кроме того, объем работы все увеличивается, а зарплата, сами понимаете...

Понимаю. И то, что школьным библиотекарям только в этом году разрешили аттестоваться, то есть их небольшая зарплата хотя бы стала зависеть от образования, стажа и объема работы. И то, что иногда руки опускаются: нет возможности приобрести для библиотеки нужные книги, да и детки наши не всегда оправдывают затраченные на них усилия. И то, что... но не будем в праздник о грустном. Просто пожелаем Елене и ее коллегам доброго здоровья и успехов в работе. Тем более что их успехи - это наши умные, развитые дети.

Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА, фото автора

↑ Наверх