Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Братья Ржевские

награждены за уникальный дар Русскому музею

503 единицы

Заслуги известного коллекционера Иосифа Александровича Ржевского (1922 - 2008), передавшего в дар Русскому музею уникальное собрание произведений искусства, собранное вместе с братом, Яковом Александровичем, отметили знаком «Общественное признание». Церемония вручения почетной награды прошла 26 мая в Мраморном дворце, в том зале, где выставлена подаренная коллекция.

Награду должен был принять Иосиф Александрович. Но он не дожил до этого, недавно ушел из жизни. Знак, который принял за него директор ГРМ Владимир Гусев, станет частью экспозиции в Мраморном дворце. 

Более полувека формировалась эта коллекция. В ее составе - 503 единицы хранения, большая часть из них - живопись и графика второй половины XIX - начала XX века: работы Ивана Айвазовского, Александра и Альберта Бенуа, Мстислава Добужинского, Александра Иванова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева (в частности, замечательное полотно 1919 года «Масленица»), Михаила Нестерова, Кузьмы Петрова-Водкина, Зинаиды Серебряковой... А еще - 17 скульптур (в том числе Гудона, Клодта и Гинцбурга), мебель Рентгена, Гамбса, Шератона, западноевропейские и русские напольные и каминные часы, фарфор Императорского завода, Гарднера, Кузнецова, Севрской, Мейсенской и Берлинской мануфактур, серебро, бронза, резной камень... Всего не перечесть. Про такие квартиры, как у братьев Ржевских, уважительно говорят: «Не дом - музей!» Но попробуйте пожить в музее, и вы быстро поймете, что это не так уж удобно...

С чистого листа

Мне приходилось бывать в этой квартире в старом доме на улице Чайковского. После того как они провели для меня экскурсию по двум комнатам, довольно большим по нашим меркам, но казавшимся тесными, потому что битком были набиты драгоценными, редкими вещами, мы отправились на кухню. Только она напоминала жилье нормального человека, только там можно было вольготно посидеть, поговорить, выпить чайку...

Предвижу вопросы... а откуда у братьев Ржевских были столь дорогие вещи? На какие деньги они все это купили? Или, быть может, получили наследство? Или сумели каким-то чудом сохранить семейное добро в лихие годы революции, гражданской, Великой Отечественной? Увы, к собирателям антиквариата до сих пор относятся с подозрением.

Но вспомним прошлое. После революции часть предметов искусства из национализированных дворцов и особняков попала в музеи. Антиквариат относился к так называемому неосновному фонду, который с годами амортизировался, то есть дешевел. В результате вещи списывались малограмотными хозяйственниками как ветошь и хлам.

С другой стороны, в барские квартиры, наспех переделанные в коммуналки, въехали новые  жильцы, которые охотно продавали и меняли оставшуюся мебель, бронзу, фарфор, разумеется, не подозревая даже об их истинной стоимости. Многие коллекционеры выискивали уникальные вещи в комиссионках, другие и вовсе находили на помойках и реставрировали своими руками.

История коллекции братьев Ржевских вполне типична. Детство братьев прошло в хорошей петербургской квартире, где стояла красивая, добротная мебель, на стенах висели картины, было много книг. Но потом началась война. Четыре брата Ржевских ушли на фронт. Двое старших погибли. Родители эвакуировались из Ленинграда в 1942 году. Когда уцелевшие близнецы Яков и Иосиф вернулись домой, квартира была пуста: ни мебели, ни картин, ни книг... И они решили начать все заново, с чистого листа. Братья рассказывали мне во время наших встреч, что в сороковые - пятидесятые годы только на Невском располагались десятки антикварных и комиссионных магазинов. Шедевр можно было купить буквально за бесценок. Коллекция росла. Собирая ее по крупицам, Яков и Иосиф Ржевские научились свободно ориентироваться в стилях, направлениях, техниках, увлеклись реставрацией. Значительно пополнилась их коллекция в шестидесятые - семидесятые, когда люди выбрасывали на помойку семейные реликвии, следуя сиюминутной моде, заменяя их полированными гарнитурами, штампованным хрусталем.  В конце концов квартира братьев стала напоминать антикварную лавку, а вещи, хоть и любимые, начали вытеснять из дома своих владельцев.

Уже в 90-е годы, когда братья Ржевские еще были живы и здоровы, их стала волновать дальнейшая судьба коллекции. Наследников ведь у них не было: так уж сложилась жизнь.

Спасение от одиночества

За границей частные собрания, переданные владельцами по завещанию в дар музеям, не принято «распылять». Как правило, им предоставляют отдельный зал, в публикациях и каталогах непременно указывают имя владельца-дарителя, а лишь затем - музей. Таким образом, имя коллекционера остается жить на века. Об этом и мечтали братья Ржевские. Они долго выбирали музей, которому могли бы доверить коллекцию. Вели переговоры с директорами, обольщались, затем разочаровывались... Только Русский музей выполнил все условия, поставленные братьями-дарителями.

Постоянная экспозиция «Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских» была открыта в Мраморном дворце 2 февраля 2001 года. Увы, Яков Александрович не дожил до этого дня. Осиротевший Иосиф Александрович стал почетным хранителем коллекции и почти все дни проводил в музее, среди привычных, родных картин и вещей, вспоминая былое, общаясь с посетителями. Это спасало от одиночества, которое особенно тягостно для человека в старости. 

«Иосифа Александровича мы уговаривали оставить в квартире хотя бы несколько вещей, но он отказался», - вспоминал на церемонии директор ГРМ Владимир Гусев. А я вспомнила, как однажды Иосиф Александрович, рассказывая мне о русских коллекционерах, процитировал слова графа Николая Шереметева, который писал сыну: «Ничего не возьмешь в вечность, кроме добрых дел своих».

Зинаида АРСЕНЬЕВА

Прямая речь

Владимир Гусев, директор Русского музея:

- Сказать, что Русский музей благодарен Якову Александровичу и Иосифу Александровичу Ржевским, - значит не сказать ничего: просто нет таких слов, которые могли бы выразить нашу высочайшую признательность людям, отдавшим то, что они собирали в течение всей своей жизни. Отдавшим не только музею и специалистам, но и всем тем, кто отныне и навсегда, приходя в Русский музей, сможет увидеть их прекрасную коллекцию. Поистине бесценный дар.

↑ Наверх