Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

В чем был смысл фотографии сто лет назад

и чем она стала сегодня?

Чтобы понять это, мы посетили презентацию  книги «Россия. XX век в фотографиях: 1900 - 1917», которая прошла в Центре по искусству и музыке Библиотеки им. В. В. Маяковского. Там же можно было наблюдать за церемонией передачи уникального фотоальбома в фонды городских библиотек. Кроме этого, открылась одноименная выставка, которая будет работать месяц, до 26 июня.

Все это более, чем просто, выставка или книга: организаторы и вдохновители, Ольга Свиблова и Московский дом фотографии, называют итог своей работы мультимедийным проектом. Действительно, «мульти»: 30 архивов и музеев по всей России предоставили свои коллекции для осуществления замысла, а имена фотохудожников - Карл и Виктор Булла, Шерер, Набгольц, Боассон и Эглер, Готье-Дюфайе и Дмитриев - у тех, кто знает, вызывают трепет.

Со всем этим «мульти» участники и поздравляли друг друга на презентации. Поздравления могли бы показаться затянутыми, но ведь трудно отрицать: создателям есть чем гордиться. И книга - шикарно изданный огромный альбом, и выставка, и интернет-сайт www.inphoto.ru. И большие планы на продолжение серии: вышедший том - первый из предполагаемых четырех.

Первый и в каком-то смысле самый любопытный для нас нынешних: начало века, эпоха, как бы зеркально отстоящая от «сегодня». Если в историческом смысле времена между собою не схожи, то в каком-то поэтическом - конечно, есть родство. Человек под начало века, как ребенок под Новый год, всегда нет-нет  да следит за ходом времени - и ждет: что же будет за очередной ключевой вехой? какой подарок?.. Да мы сами все это отлично помним, только что отпраздновали миллениум, и через сто лет в кропотливо собранном фотоальбоме нынешний 2008-й будет где-то в середине первого тома.

Вот и встают, как в черно-белой мозаике, лица, пейзажи, березки, разбитые дороги, дворы, обозы. Кажутся такими не похожими на нас - лица загорелые, скуластые, прищуренные - или наоборот, какие-то бледные, с глазами навыкате.

Уже после окончания официальной части мы смогли поговорить с автором и составителем альбома Феликсом ЯКОБСОНОМ.

- Безусловно, представленная нами эпоха - переломный период и для истории России, и для истории фотографии, - рассказал он. - Это и есть то главное, что сделало наш альбом. В конце XIX века техника позволила фотографам выйти на улицу и снимать «кодаком», то есть ящиком с проявляемой пленкой. Началась репортажная съемка: это был период, когда фотография на короткий период смогла стать мгновенным, журналистским слепком эпохи. До - была масляная живопись, после пришел кинематограф.

А тогда все сошли с ума, потому что впервые они смогли заглянуть в глаза вечности. Мне кажется, это удивление видно в лицах людей на снимках.

Я думаю, что у нас с ними очень много общего. Нет такой большой разницы, как порой кажется. Что-то в людях не меняется никогда. У каждого свой личный опыт, свои проблемы - и все это повторяется. Каждое поколение заново учится жизни и делает это так же, как и предыдущие. И нашей задачей было просто сделать портрет эпохи, передать состояние движущегося времени.

Вот начало первого десятилетия и его конец - очень различаются. Страна поменялась. Были Русско-японская война, революция 1905 года, разгон Думы. Шок от крови, страх. А потом 1907 - 1913 годы - это короткая мирная передышка, когда на время все конфликты прекратились: первая авиация, автомобили, трамваи, выставки... Это чувствуется.

На обложке у нас фотография 1916 года, называется «Переезд на южный фронт». Мы нашли ее в Музее политической истории России. Не знаю, что на ней изображено, но нам показалось, что это хороший образ «Руси-тройки», как она явилась в XX век. Россия в пути...

С обложки альбома смотрели люди, сидящие на возу: мальчик в форме, бородатые солдаты, две какие-то барышни с круглыми лицами. Смотрели как будто с легкой укоризной, как это бывает на старых фотографиях.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх