Какие машины угоняют в Петербурге
Преступники пользуются новыми уловками
В среду на углу Ириновского и Индустриального проспектов на повороте перевернулась фура, сверху донизу забитая макулатурой. Водитель повел себя очень странно: вылез из кабины через окно и бросился наутек. Когда приехали сотрудники ГИБДД, ситуация прояснилась. Оказалось, что фура со старыми газетами была угнана в ночь со вторника на среду в Купчине, прямо из-под окон дома водителя, который вез прессованную макулатуру на фабрику в Новгород и заскочил домой пообедать. Милиционеры считают, что угонщиков интересовал прицеп - его можно дорого продать, - а не ворох бумаг. И вообще крупногабаритные автомобили сегодня пользуются большой популярностью у угонщиков.
«Угонный» бизнес стал более жестоким
Угоны автотранспорта для Петербурга всегда были болезненной темой. Те милиционеры, что постарше, вспоминают 80-е годы, когда в нашем городе зарождались первые профессиональные группы автоугонщиков. В основном это были уголовники. У каждого из них - свой профиль: диспетчеры, ведущие переговоры с клиентом-заказчиком, собственно воры, автослесари, изготовители фиктивных техпаспортов, сбытчики машин, перегонщики. Автомобили угоняли, ставили в мастерские, перекрашивали, перебивали номера, делали новый техпаспорт...
С тех пор в этом секторе криминального бизнеса мало что изменилось - он только стал более жестоким. На обочинах дорог нередко находят трупы водителей. Угонщики садятся в машину в роли пассажиров, выезжают за город, просят остановить машину в безлюдном месте, а дальше накидывают водителю на шею удавку, или вытаскивают из машины и забивают ногами, или волокут в глубь леса, где привязывают к дереву и оставляют умирать...
Около половины десятого вечера на улице Карпинского в Калининском районе к патрульному наряду подбежали прохожие и попросили проверить «шестерку», припаркованную у обочины и странно раскачивающуюся. Когда милиционеры подъехали к машине, из нее выскочили двое парней и женщина. Всех троих задержали, а заглянув в салон, увидели водителя - ему перерезали горло. Мужчина умер до прибытия «скорой». В ходе разбирательства было установлено, что двое молодых людей - 29 и 33 лет - и их 37-летняя подруга остановили попутку, проехали немного и напали на водителя.
«Таких отморозков самих убивать надо», - скажет любой нормальный человек. Кстати, в Узбекистане еще недавно так и делали: в девяностых годах в Ташкенте угоняли до ста машин в день, и специальным постановлением правительства республики за кражу автомобилей временно ввели смертную казнь, после чего угоны почти прекратились.
Угон «под заказ»
Зачастую автомобили угоняют «под заказ». По словам оперативников, абсолютное большинство «заказных» автомобилей - дорогие иномарки: «порше-кайены», «мерседесы», реже - «бентли». В индивидуальном «заказе» на такой автомобиль преступники получают множество условий: год выпуска, цвет кузова и салона, наличие дополнительной электроники. Исполнению такого «заказа» предшествует длительная подготовка, в которой участвует целая группа людей.
Говорят, именно благодаря «заказу» известный композитор Игорь Корнелюк лишился нового «лексуса LX-470» - его угнали с Гатчинской улицы в Петроградском районе, куда он приехал в гости к друзьям. В свое время остался без автомобиля Александр Розенбаум - 500-й «мерседес» певца угнали на Фермском шоссе в Приморском районе. Автомобиль актрисы Лизы Боярской угонщики «отбуксировали» из Графского переулка около Малого драматического театра, где она работала. А у олимпийской чемпионки в беге на коньках Светланы Журовой неподалеку от Большеохтинского моста увели джип, который ей подарил президент Владимир Путин.
Правда, машину спортсменке вскоре вернули, но уже с перебитыми номерами.
Кто является заказчиком? Да кто угодно. Бывают среди них такие, у кого автомобиль уже угнали. И они заказывают точно такую же машину, чтобы она «легла» под оставшиеся от угнанной документы. Цена за угнанный транспорт - копеечная. Говорят, что «ауди А8», который стоит в салоне от 130 тысяч долларов, у угонщиков оценивается в 20 - 26 тысяч. А «БМВ X5» стоимостью 90 тысяч долларов на рынке угнанных автомобилей можно приобрести за 15 тысяч.
Бывают, конечно, случаи, когда угонщики вынуждены возвращать хозяевам похищенные автомобили за вознаграждение. Но это происходит тогда, когда вознаграждение существенно превышает сумму, которую угонщики могут получить за краденый автомобиль от перекупщика. Например, за отечественные «Жигули» перекупщики платят от 500 до тысячи долларов, а хозяин может дать и полторы. Если угонщик хочет сбыть угнанную «десятку», то ему можно рассчитывать максимум на полторы тысячи долларов от перекупщика, тогда как сами владельцы готовы отдать за возврат своей машины в полтора раза больше.
Иномарки угонять выгоднее - десятилетний «БМВ-520» может стоить на черном рынке около двух тысяч долларов, а если «уходит» краденый джип «мерседес G-500», то цена поднимается до 20 тысяч долларов на рынке и около 30 тысяч долларов - для владельца авто.
Автокран покруче «мерседеса»
Крайне серьезная ситуация сложилась в Петербурге с угонами большегрузного транспорта и строительной техники. Это сегодня одна из самых выгодных отраслей угонного бизнеса. Автокран, например, стоит на рынке около 3 миллионов рублей, а импортная строительная машина может «уйти» почти за миллион долларов.
Краны, цементовозы, насосные станции, компрессоры, трактора и даже трубоукладчики - все это находит применение у строителей коттеджных поселков для строительных работ и посева/сбора урожая - серьезные строительные компании таким промыслом не занимаются. В начале года, например, несколько краденых спецмашин обнаружили в Выборгском районе Ленобласти за высоким забором особняка одного бизнесмена. Машины забрали, но привлечь его к ответственности не смогли - мужчина показал документы на покупку транспортных средств и заявил - мол, не знал, что они краденые.
Строительная техника обычно тоже угоняется под заказ, поэтому и проблем с ее сбытом нет никаких. Зато есть проблемы с розыском похищенного, несмотря на то что в Петербурге существует специальное подразделение, занимающееся исключительно розыском и борьбой с кражами большегрузных автомобилей и специальной строительной техники.
- Большегрузы часто угоняют при помощи работников, которых нанимает владелец техники, - сказали нам сотрудники этого подразделения. - Они хотят заработать и не отказываются, когда им предлагают отогнать автомобиль за Кольцевую дорогу, получив за это двух-трехмесячное жалованье.
Больше всего повезло владельцам отечественных машин - по крайней мере кузов от своего авто они хоть иногда могут найти. Такие автомобили преступники обычно разбирают на запчасти или совершают на них другие преступления. Например, киллеров или банковских налетчиков как раз интересуют «шестерки» и «копейки».
После совершения преступления их бросают в ближайшей подворотне. Для запчастей же подходят любые «Жигули», правда, желательно не старше пяти лет - детали снимают, а кузов выбрасывают на помойку.
Только не надо думать, что милиционеры у нас в городе не работают. Проверено на практике - что касается поиска угнанного автомобиля, то лучше милиции пока с этим никто не справляется. Не так давно оперативники отдела по борьбе с автомобильными кражами «накрыли» на улице Крыленко мастерскую. Там они обнаружили несколько новых иномарок: «ниссан-патфайндер», два «мицубиси-ланцера», автопогрузчик «исузу-форвард», «БМВ-320», «мерседес-спринтер». Номера на «БМВ» успели перебить, а государственные регистрационные знаки на «мерседесе» и вовсе принадлежали неким «Жигулям».
- Три автомобиля были угнаны из разных районов города в ноябре прошлого года, - сказали нам оперативники, - а в гараже были найдены кузов автомобиля «тойота-камри» с выпиленными номерами агрегатов и комплекты поддельных госномеров - для подготовки к продаже автомобилей-двойников.
Жаль только, до суда дела об угонах доходят не часто и сроки судьи дают несерьезные.
В отделе пропаганды и агитации ГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нам рассказали, как снизить риск угона своего автомобиля.
- При покупке автомобиля лучше выбирать нераспространенную окраску кузова и сразу оборудовать машину сигнальными устройствами, - сказали нам. - Можно оборудовать машину нестандартной секреткой, перекрывающей подачу топлива и электроэнергии, а во время длительной парковки машину лучше всего ставить на охраняемые стоянки или в гаражи.
При выезде из гаража нельзя оставлять автомобиль с включенным двигателем - как мы обычно делаем, чтобы закрыть гараж. И главное: никогда не оставляйте автомобиль, даже на короткое время, с открытой дверью и ключом в замке зажигания.
Мы поинтересовались: а что же делать, если на нас уже напали преступники и пытаются отобрать автомобиль?
- Выполняйте все требования преступников, - посоветовали нам работники ГИБДД, - и не оказывайте сопротивления. По возможности запомните их приметы и при освобождении немедленно сообщите в ОВД того района, на территории которого был совершен угон.
Инна ПОЛЕТАЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов