Торговля стала... удобной
Сегодня наш рейд — по Выборгскому району
Образован в 1718 году, но в современных границах существует всего 30 лет. Площадь района - 11,5 тысячи гектаров, причем пятую ее часть занимают скверы и парки (рекорд для Петербурга!). Последние лет пятьдесят - район массовой жилой застройки и одновременно промышленного строительства (в том числе зона «Парнас). Району административно подчинены поселки Левашово и Парголово (в последнем, кстати, установлен памятный камень в честь 500-летия).
Из достопримечательностей - Финляндский вокзал хрущевского времени, конструктивистский памятник Владимиру Ленину на броневике «Святогор», самое большое в городе действующее узилище - «Кресты», возведенный при Петре I Сампсониевский собор, кварталы заложенной при Павле I Военно-медицинской академии и несколько живописных индустриальных комплексов начала XX века по Пироговской набережной. Лучше других сохранился Нобелевский городок: особняки Людвига и Эмиля Нобелей, доходный дом и дома для рабочих, Народный дом и заводские корпуса.
«Ваш магазин мешает выполнению демографической политики президента! Мы из-за шума ребенка не можем родить...» Да уж, все было - и обращения граждан по поводу открытия-закрытия отдельных торговых точек, и претензии в связи с грязью вокруг магазинов или кафе, и просьбы найти управу на продавцов, отказывающихся менять товар... Но чтоб такое!.. Как тут проверить, обоснованная жалоба или нет? Разве что отправить пару к сексопатологам...
Думаете, анекдот? Ничуть не бывало, хотя адрес и название магазина мы не назовем: ситуация связана с частной жизнью. Но юмор юмором, а разбираться пришлось всерьез. Ведь жалобщики просили ни много ни мало - запретить подвоз и разгрузку продуктов к одному из магазинов-дискаунтеров, торгующих по приемлемым ценам. Отмахиваться от жалобы граждан - пусть даже и несколько оригинальной в аргументах - в районной администрации не стали. С помощью органов Роспотребнадзора несколько раз замерили уровень шума, в том числе в ночные часы, и оказалось, что он много ниже нормативов. Магазин вздохнул спокойно. А молодым пришлось искать иные причины отсутствия детей.
Вообще же, как утверждают в отделе потребительского рынка Выборгской администрации, характер жалоб на сферу торговли и услуг в последние полтора-два года резко изменился. И качественно, и количественно. Самих жалоб стало в разы меньше. Практически исчезли обращения по поводу хамства продавцов или неудобного режима работы. Сейчас чаще всего приходится разбираться с обращениями жителей по поводу купленной в магазинах района бытовой техники.
Ну например, перед очередными праздниками Людмила Васильевна К. купила в «Калинке» холодильник «Атлант» и даже оплатила его перевозку. Однако спустя неделю холодильника в ее кухне не было по-прежнему. Когда же она обратилась к менеджеру зала, ее, так сказать, мягко послали: предложили вернуть деньги и даже дали заполнить бланк заявления. Женщина, естественно, отказалась, так как к тому времени цены на выбранный ею товар уже изменились, и обратилась за помощью в органы районной власти. После чего продавцы немедленно стали шелковыми и всячески постарались сгладить конфликт.
Собственные проверки тоже показывают: хотя нарушения есть, выглядят они теперь совершенно иначе, чем 2 - 3 года назад. Тогда отдел потребительского рынка был одним из горячих в администрации - на торговлю жаловались лишь чуть реже, чем на ЖКХ и благоустройство. Обвесы, пересортица, мусор вокруг ларьков... Теперь же остались в основном претензии к различию цен на этикетках и при оплате: якобы не успевают менять.
Норматив - от слова «нормально»
Как получилось, что район, ранее явно страдавший от весьма неравномерного развития торговой сети и рынка бытовых услуг, стал в этом отношении комфортным? Может быть, само собой все образовалось?
В идеале так и должно быть в условиях рыночной экономики: бизнес идет туда, где спрос. Однако рынок у нас, как известно, дикий. И на деле получалось совсем не так, как в теории. Это, собственно, может подтвердить каждый, кто сталкивался с особенностями торговли по-петербургски в самой распространенной ее теневой форме: ларьки, стихийные рынки... И хотя городские власти вроде бы даже поощряли развитие цивилизованных форм торговли, толку от этого было мало. Теневики занимали весьма прочные позиции и изо всех сил сопротивлялись переменам, а народ... голосовал ногами.
Именно в то время город принял первую концепцию развития потребительского рынка, которая была плавно доведена до всех городских районов. Скучная материя, на которую тогда вряд ли кто-то обратил внимание. В конце концов все мы привыкли, что «планов громадье» крайне редко оборачивается какими-то позитивными изменениями для конкретного человека. Однако, как ни странно, в данном случае пессимизм оказался не к месту. Возможно, потому, что город лишь обозначил цели и оставил за собой минимальные регулирующие функции - а всю остальную работу предоставил частной инициативе. Постаравшись, однако, «запихнуть» ее в законные рамки.
В Петербурге появились нормативы стандарта проживания, а районы города обязали к ним подтянуться. Для потребительского рынка был выработан так называемый инфраструктурный стандарт. В нем устанавливались гарантируемые и целевые значения практически для всех сфер торговли и бытовых услуг. Ну например, любой горожанин получил право на пром- и продмаг в 10 минутах ходьбы от дома. Исходя из этого было подсчитано необходимое число объектов торговли на весь город в целом и на каждый из городских районов. Их должно было быть как минимум по 693, но желательно (и это было поставлено целью) - 775.
Причем магазин магазину рознь, в связи с этим был установлен и норматив обеспеченности площадью торговых залов - от 237 квадратных метров на каждую тысячу населения. То же касалось и супер- или гипермаркетов. На каждый район их должно было насчитываться минимум двенадцать. К ним, правда, почему-то приравняли и сельскохозяйственные рынки - в дальнейшем это, кстати, негативно сказалось на ряде районов, в том числе на Выборгском.
При этом в концепции развития потребительского рынка города были четко установлены болевые точки, характерные именно для Петербурга. Неравномерность: по районам обеспеченность торговыми площадями колебалась от 130 до 780 квадратов на каждую тысячу жителей. Бессистемность: в спальных районах объекты стационарной торговой сети явно проигрывали ларечным, а в центральных был дефицит и тех и других. Фактическое отсутствие цивилизованного оптового рынка продтоваров, что исключало нормальную конкуренцию и отнюдь не способствовало ценовой доступности товаров для разных групп населения. Фактически спрос удовлетворялся только для самых бедных (но за счет низкого качества товаров) и для самых богатых, которым в принципе все равно, сколько платить. А основная масса населения оказывалась вне сферы саморегуляции потребительского рынка.
Выборгский - в лидерах
Сейчас трехлетняя концепция развития потребительского рынка города считается выполненной (уже принята новая - на следующие три года). Выборгский район - в лидерах. Здесь превышены не только нормативные, но и целевые значения обеспеченности торговлей и бытовыми услугами - причем некоторые в 2 - 3 раза (особенно в части торговли продовольствием). Отсюда и комфорт, который испытывают жители района. Разумеется, где-нибудь в Левашове магазинов и мастерских много меньше, чем у метро «Проспект Просвещения». Но это не значит, что их недостает. Просто есть точки, где торговля «понатыкана», по выражению жителей. И есть микрорайоны, где она, так сказать, в пределах установленной нормы.
Как это было сделано? Судя по всему, и в данном случае мы видим удачное сочетание инициативы коммерсантов и регулирующих функций власти. Да, запретить торговцам развиваться где хотят власть не может - и, похоже, не стремится. А вот вести постоянный мониторинг ситуации и предлагать варианты - почему бы и нет? Так, в районной администрации внимательно изучают все заявки жителей с просьбой открыть тот или иной магазин. (Кстати, просьбы «закрыть» практически исчезли. Это значит, что торговля перестает мешать горожанам жить.) А изучив, пытаются найти фирму или сеть, которая согласна развиваться именно в заданном месте. Бывают трудности: одну из заявок населения согласился удовлетворить лишь пятый по счету сетевик.
Теперь в районе - наибольшая по сравнению с другими насыщенность гипер- и супермаркетами, число которых за три года выросло в 2,5 раза. И в то же время быстро развивается дискаунтная сетевая торговля в микрорайонах, пока наиболее востребованная в средне- и слабообеспеченных слоях населения: в Выборгском прочно обосновались уже 11 сетей.
Однако без ложки дегтя, увы, тоже не обходится. Быстрая ликвидация ларечной торговли привела к тому, что в районе не осталось практически ни одного сельхозрынка. Ярмарки выходного дня в период сбора урожая явно не выход. Есть, правда, планы построить два таких рынка, но когда они будут реализованы, сказать трудно. Народ же ищет лазейки - и находит, как ни борись. Называется - «несанкционированная торговля: без разрешения, в неположенных местах».
Остановись, мгновение?
Увы, Гете здесь попал бы впросак: как известно, нет предела совершенству.
Потому что теперь приходится думать уже о следующем уровне развития. Минимальные потребности города обеспечены - остается добраться до евростандарта. Мы пока уступаем Европе в развитии потребительского рынка в среднем примерно на 25%. Если же сравнивать только с европейскими столицами - отставание уже в два раза. Так что есть куда стремиться. Правда, выборжцам усилий придется прикладывать меньше, чем жителям остальных районов Петербурга: они уже и так впереди не на шаг и не на два.
Остается надеяться, что и в дальнейшем здесь не допустят перекосов. Иначе комфорт для жителей превратится в нечто прямо противоположное.
Марина ГЛЕБОВА
Фото автора и Натальи ЧАЙКИ
Полезные телефоны
Дежурная служба администрации Выборгского района - Большой Сампсониевский пр., 86. Тел. 295-31-46
Приемная главы администрации Виктора Ильича Колесникова - 576-56-09
Справочная администрации - 576-56-09
ГУЖА - горячая линия - 550-27-31
Пенсионный фонд - 553-01-78
Травмпункт - 554-17-21
Травмпункт детский - 554-18-69
Центр социального обслуживания населения - 295-12-22
Территориальный отдел Роспотребнадзора - Удельный пр., 20. Приемные дни: вторник с 14.00 до 17.00; четверг и пятница с 10.00 до 13.00 - горячая линия жалоб: 553-65-90, 553-32-46.
Важно: Правила перепоста материалов