Ветеран УВД на Метрополитене Михаил Рябов: 50 лет назад многие катались просто так — любовались «подземными дворцами»
Каждое открытие новой станции метро в Петербурге - праздник. Достаточно вспомнить, как в 1998 году открывалась станция «Комендантский проспект». Тогда люди собрались около вестибюля с флажками и шариками и танцевали под музыку. И если до сих пор петербуржцы воспринимают открытие новых станций как значимое событие, то что уж говорить о пятидесятых годах, когда сама поездка в метро была праздником. А открытие новой станции становилось событием чуть ли не общеcоюзного масштаба.
1 июня сразу двум станциям Петербургского метрополитена - «Чернышевской» и «Площади Ленина» - исполнилось пятьдесят лет. За полстолетия в подземке изменилось многое. Сменилось и поколение работающих в Метрополитене людей. Корреспонденты «Вечёрки» встретились с человеком, работавшим в милиции метро, на станции «Площадь Ленина», с 1955 года. Михаил Анисимович Рябов, ветеран УВД на Метрополитене, некогда служивший командиром дивизиона, прекрасно помнит то время, когда люди катались в метро просто ради удовольствия.
- Пассажиров сейчас, конечно, намного больше, чем было тогда, - говорит Михаил Анисимович, глядя на пеструю толпу на эскалаторе. - Когда станция только открылась, горожане, да и туристы, заходили в вестибюль с разинутыми ртами, не могли сообразить, что, где и в какой последовательности надо делать. Многие катались просто так - любовались «подземными дворцами». Зато уже к тому моменту туристы не «чудили». Вот «Пушкинская» была открыта раньше «Площади Ленина» - так там, помнится, куски от стен отламывали на память.
Да и вообще нарушения в то время были несколько иными, чем сейчас.
- Раньше в вестибюлях станций стояли телефонные будки, - вспоминает Михаил Анисимович. - Так вот, какой-нибудь гражданин зайдет туда и якобы звонит. А потом как грохнет по этому автомату! Оттуда мелочь сыпется, он ее быстро забирает - и бегом! Но вот воровали тогда в метро меньше. Как-то все больше в автобусах...
Сейчас, я знаю, в УВД на Метрополитене даже есть специальная служба по борьбе с карманниками - у нас такого не было. Впрочем, что не изменилось - так это зайцы. И перепрыгивали турникеты, и подползали под ними. Да что говорить, у меня вон внуку двадцать второй год пошел - а как махнет, бывает. Мне аж стыдно.
Пятьдесят лет назад требовалось куда больше людей, чтобы поддерживать в подземке порядок. По одному милиционеры не стояли, а на ряде станций еще и служили специальные инспекторы, координировавшие работу сотрудников УВД. Не было и никаких ограждений: милиционеры сами следили, чтобы люди не заходили за линию. А дежурная после закрытия дверей поезда лично проходила по перрону, проверяя, все ли успели зайти в вагоны. После чего взмахом красного семафора давала машинисту «добро» на отправление.
Сейчас работникам Метрополитена не обязательно выходить на платформу, чтобы следить за порядком.
- В часы пик мы призываем пассажиров быть внимательнее по громкой связи, - рассказала корреспонденту «ВП» дежурная по посту телеуправления станции метро «Площадь Ленина» Ольга Григорьева. - Раньше на посту был такой большой железный ящик, а на нем множество кнопок - теперь же у нас везде компьютеры, на станции более двадцати камер наблюдения, а вся информация записывается и хранится на центральном пункте.
Любопытным экстремалам, верящим в страшные чудеса «заброшенных» тоннелей подземки, теперь попасть туда затруднительно. Лишь только человек пересечет ограждение и попытается попасть в запретную для пассажиров зону, как на посту телеуправления срабатывает специальный звуковой сигнал.
- В последние годы чего только не придумают, - качает головой Ольга Григорьева. - Вот мода пошла - на сцепках между вагонами кататься. Чем это может закончиться, я думаю, понятно.
Анастасия БАБКИНА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Кстати
Согласно самому первому проекту станция «Чернышевская» называлась «Чайковская», и все ее оформление должно было быть пронизано мотивами творчества великого композитора. Был и второй вариант проекта - станция «Кирочная». Однако в конкурсе проектов победил тот, чьей темой стала деятельность русских революционных демократов. Несмотря на обилие вариантов и интересных идей, решение, в котором оформлена станция «Чернышевская», стало довольно прозаичным, без каких-либо изысков. Вины архитекторов в том нет, просто конкурс проектов случайно совпал с выходом в свет постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Важно: Правила перепоста материалов