Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Юрий Башмет:

Петербургу по альтовой линии есть чем гордиться

Чтобы всем, кто не пришел и не «висел на люстрах», стало стыдно, сообщу: это был мастер-класс народного артиста РСФСР, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, Государственных премий России, премии «Awards-1993» «Лучшему музыканту-инструменталисту года», а также кавалера орденов России, Франции, Италии, Литвы и Украины, почетного академика Лондонской академии искусств и лауреата премии «Грэмми» за 2007 год... Хотя, пожалуй, можно было бы и не перечислять титулы, а просто назвать имя музыканта: Юрий Башмет. И добавить, что это был первый мастер-класс маэстро в России!

«Господа, это заведение не курящее, да?»

С таким вопросом обратился к залу опоздавший на собственный мастер-класс на 45 минут Юрий Башмет. Публика, из уважения пришедшая в Дом композиторов за полчаса до начала, простила Башмета уже заранее.

Башмет сначала попросил пепельницу на сцену, а потом достаточно сухо покаялся: «Извините, что такая задержка. Оправдываться я не собираюсь, но извиняться я готов. Мои организаторы все напутали, мне пришлось три ночи переезжать и не спать, поэтому я в полетном состоянии, для меня лично этого опоздания не могло не быть, но я понимаю, что я вас подвел». Альтист утром приехал из Петрозаводска, вечером после мастер-класса давал концерт в Мариинском театре.

По словам многочисленных студентов, если быть точнее - студенток, которые после просто атаковали Башмета просьбами дать автограф (сложносоставная картина, а не автограф!), объявлений в музыкальных училищах о мастер-классе не было вовсе. Многие просто случайно наткнулись на них в Консерватории. Это очень показательно для наших музыкальных средних и высших учреждений. Возможно, поэтому в мастер-классе принимали участие трое (не самых сильных, но очевидно заинтересованных) студентов Петербурга: Екатерина Сенкевич, Григорий Максименко и Мария Патеракис.

Маленький Брамсик

Можно сказать, что двухчасовое занятие прошло на ура, хотя ребята, понятное дело, волновались. То и дело Башмет приговаривал: «Не обижайся, все хорошо. Ой, в Питере со студентами принято на «вы», да? В Москве всегда - на «ты».

Музыкант побеседовал и о важности понимания формы в произведении: «надо как-то руку подсоединить к душе и к голове», - и о фразировке, «зависящей от смены смычка». «Чтобы найти состояние той или иной темы - надо ее сочинить. Гриша должен представить себе, что он - маленький Брамсик», - обращался маэстро к первому участнику мастер-класса Григорию Максименко, игравшему сонату Брамса. Пристыдив студента за незнание нотного текста, а точнее, динамики, Юрий Башмет объяснил значение динамики достаточно наглядным примером. «Вот у меня сигарета в руках, я хочу закурить. Мне для этого нужна зажигалка, она лежит на рояле, а я хожу рядом, хотя я знаю, что она лежит на рояле! Я занят чем-то другим - вместо того, чтобы просто взять эту зажигалку и закурить. Динамика - это подсказка композитора исполнителю, чтобы тот пошел по правильному пути!»

Петербургу по альтовой линии есть чем гордиться

Отвечая на вопросы журналистов, Юрий Башмет, как истинный педагог, признался, что тоже учится: сам себе задает неожиданные профессиональные вопросы, становится моложе, работая со студентами, и радуется их творческому волнению: «Человек, который волнуется, - уже хороший человек, а они все волновались. В моем детстве еще не было мастер-классов, мы их сами себе придумывали: активно посещали концерты. Я жил во Львове, где выступали многие хорошие музыканты: Коган, Ойстрах, Ростропович, Рихтер, Гилельс, Кремер, Третьяков. Кто хочет - тот найдет, как учиться. Замечательно, что в Петербурге сейчас помогают молодежи. Альтовый уровень сейчас очень вырос, Петербургу по альтовой линии есть чем гордиться».

Антонина РОСТОВСКАЯ

фото автора

 

↑ Наверх