Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Туннель между Новой Голландией и Военно-морским музеем рыть не будут

Реставрация Крюковских казарм должна закончиться к концу 2009 года

Около года идут разговоры о переезде Центрального военно-морского музея со Стрелки Васильевского острова в Крюковские (морские) казармы, расположенные между Крюковым каналом, набережной реки Мойки и улицей Труда. Выигравшее конкурс ООО «Интарсия» уже несколько месяцев занимается реконструкцией казарм (заказчик - комитет по строительству), но только в конце прошлой недели чиновники и строители рискнули пригласить туда прессу, чтобы показать «ход работ».

На пятачке перед историческим трехэтажным зданием из красного кирпича, как раз напротив утопающей в зелени Новой Голландии, собрались десятка два журналистов. Без особого трепета пресса поднялась по гранитным ступеням внутрь помещения, где в 1860-х годах проходил службу герой обороны Севастополя георгиевский кавалер и квартирмейстер Петр Маркович Кошка (о чем свидетельствует гранитная доска на фасаде здания), а до недавнего времени располагались флотские экипажи Ленинградской морской базы. В полупустом зале стояли стенды с эскизами нового здания музея в Морских казармах. Председатель комитета по строительству Роман Филимонов сразу пустился с места в карьер и стал уверять прессу в том, что строители работают аккуратно, бережно относятся к уникальным балкам (балки, кстати, имеют первые клейма Путиловского завода и до сих пор сохраняют свою несущую способность. - Л. К.), уже приступили к расчистке фасадов, которым придадут первоначальный вид. «Я не вижу препятствий к тому, чтобы Военно-морской музей стал не только жемчужиной музеев военно-морских сил России, но и жемчужиной Санкт-Петербурга», - завершил свою речь господин Филимонов и передал слово главному архитектору архитектурного бюро «АМ-Интарсия» Александру Миронову.

Господин Миронов подробно рассказал о концепции проекта, прошедшей согласование в КГИОП, напомнил об истории - здание построено в 1854 году по проекту архитектора Чевакина. «Два корпуса, что находятся по Крюкову каналу и по Большой Морской, остаются незыблемыми, также нетронутой остается и стена вдоль улицы Труда - там будет только реставрация, - пояснил Александр Миронов. - А внутренний двор, который в советские времена использовался как стоянка, а до революции как плац для занятий военных моряков, мы превращаем в часть главного зала музея и в большой атриум». Главный архитектор поведал журналистам, что в главном зале будут находиться основные экспонаты музея, а вот войти в музей можно будет с Крюкова канала. Предполагается, что в Военно-морском музее можно будет провести целый день: помимо осмотра экспонатов к услугам посетителей - кафе на 2-м этаже, люди смогут посидеть в атриуме, зайти в лекционный зал... На третьем этаже будут располагаться административные помещения, реставрационные мастерские, научная библиотека, мансарды художников-маринистов... Тут у прессы проснулось любопытство, которое она постаралась удовлетворить. Спрашивали о финансировании («из бюджета города выделяется 2,9 млрд. рублей»), о количестве экспонатов («800 тысяч»), о том, когда закончится реставрация («4-й квартал 2009 года»). Кто-то даже поинтересовался средней нагрузкой от экспонатов на один квадратный метр («семьсот килограммов, а наибольшая весовая нагрузка - от макетов кораблей, которые были сделаны еще для Николая II, от орудийных лафетов, снарядов времен Первой и Второй мировых войн»)...

Самые въедливые спросили, не будет ли прорыт туннель между музеем и Новой Голландией. Получив отрицательный ответ, все, кто хотел, надели выданные им белые металлические каски и отправились на экскурсию под руководством главного архитектора, главного инженера Юрия Крюкова и замначальника Центрального военно-морского музея Андрея Лялина. Прошли по коридору, мимо дверей с табличками «Бильярдная», «Комната для хранения пищи», оставшимися в наследство строителям от военных. Дошли до помещения, где предполагается быть главному залу, затем - конференц-зал на двести мест, большое фойе... «А вот как раз и старые балки - они уже защищены и проверены химическим анализом на состоятельность, - показал на находящиеся перед нами металлические перекладины главный архитектор и повел в другое помещение, которое поражало высотой (6,5 метра) и где «велись работы по разборке, по демонтажу перекрытий». Там ничего, кроме груды камней, досок и пары противогазов, экскурсанты не обнаружили. Кто-то попытался примерить противогаз на себя, но строители быстро переключили внимание прессы на внутренний двор, где планируется создать атриум под стеклянной крышей. «Геометрия кровли не будет меняться ни в коем случае, - предупредил возможный вопрос журналистов Александр Миронов. - Это историческое здание, и мы его геометрию не нарушим». Удивительно, но за время экскурсии мы практически не видели рабочих - слышно было, как грохочет техника, но все равно осталось впечатление, что рабочим дали выходной по случаю приезда прессы.

«Такой грандиозный проект, - обратилась я к стоящему рядом замначальника музея Андрею Лялину. - Наверное, когда музей сюда переедет, цены на билеты сильно повысятся». - «Да нет, - ответил Андрей Лялин, - думаю, они будут не выше, чем в остальных музеях, к тому же у нас останутся льготы и один день в месяц - бесплатное посещение». Конечно, Андрея Яковлевича беспокоит то, как будут перевозиться самые уникальные экспонаты музея - например, живописные крупногабаритные полотна Ивана Айвазовского («золотая серия»): картины должны пройти в проемы дверей, потом - распределены по хранилищам. «Трудно было решиться на такой шаг, но мы решились, - вздохнул Андрей Лялин. - Мы переедем в конце 2009 года и получим помещение в два раза большее - по полезной площади. Я надеюсь, что наша коллекция, как это было в случае с архивом, переедет сюда в целости и сохранности».

А еще Андрей Лялин уверен, что открытие обновленного здания - хороший подарок к 300-летию музея. «Мы отметим это красиво, хоть и будем встречать юбилей на чемоданах - в январе 2009 года, - улыбается замначальника музея. - Зато у нас будет два праздника: и там, и здесь».

Людмила КЛУШИНА

↑ Наверх