А вы ноктюрн создать могли бы
с помощью садовых ножниц и саженцев?
В Михайловском саду ландшафтные дизайнеры из разных стран мира создают произведения искусства из живых цветов и растений. Выбор тем и сюжетов - не ограничен, а вот стиль должен соответствовать XVIII и XIX столетиям.
Вся страна отправилась на свои шесть соток
Еще несколько лет назад, когда старинный Михайловский сад принадлежал городу, в теплые дни здесь валялись на травке петербуржцы, подставляя свои посиневшие за долгую зиму тела солнышку. Теперь халява кончилась. Михайловский сад наконец стал частью Русского музея. А это обязывает.
Один из первых музейных проектов - фестиваль «Император-ские сады России», проходящий под покровительством давнего друга России принца Майкла Кентского (прямого потомка Николая II) и его красавицы жены принцессы Марины Кентской, в жилах которой течет кровь Лоренцо Великолепного и других славных представителей древнего итальянского рода Медичи.
Директор Русского музея Владимир Гусев на открытии фестиваля напомнил собравшимся, что Петербург начался не с военных баталий и даже не со строительства военных крепостей, а с Летнего сада, любимого детища Петра Великого. Он заверил петербуржцев, что за Михайловский сад, ставший частью Русского музея, теперь можно не беспокоиться: он будет бережно храниться, реставрироваться, в нем будет кипеть новая и интересная музейная жизнь. Владимир Александрович полагает, что нынешний фестиваль открывает новую страницу в истории России: «Сегодня изменилась жизнь в стране, возрождается интерес к садоводству, жизни на лоне природы. Это в прежние времена власти опасались, что садовые участки в шесть соток где-нибудь на болоте отвлекут граждан от строительства коммунизма!»
Теперь же садоводство находится под покровительством государства, как уверял всех на открытии глава Союза садоводов России Василий Захарьящев: «Лучше пусть народ возделывает сады, чем пьянствует. В наши дни мы стали свидетелями, как вся страна села в пригородную электричку и отправилась на свой садовый участок.
Сегодня ровно миллион семей в Петербурге владеет садовыми участками в шесть соток, а богатые люди стремятся жить в загородных домах. Это очень важно!»
Гуси, лошади, барашки!
Экскурсию по саду провела Елена Штиглиц, которая курирует в Русском музее садово-парковое хозяйство. Она призналась, что реализована ее заветная мечта: «Я так давно хотела, чтобы Михайловский сад зажил своей красивой цветочной жизнью, предстал во всем своем блеске, в живых красках».
Сейчас сад разбит на двадцать участков, на каждом из которых ландшафтные дизайнеры из разных стран представляют свое искусство. Одна композиция состоит из тюльпанов красного, белого и синего цветов, символизирующих, как нетрудно догадаться, российский флаг. Луковицы цветов были посажены в сентябре прошлого года принцессой Кентской - и вот, прижились!
Приятнейший уголок - композиция в пасторальном стиле, своеобразная попытка воссоздать идиллию сельской жизни. Подобными пасторалями увлекались дворяне в конце XVIII - начале XIX столетия с легкой руки французской императрицы Марии-Антуанетты.
Сегодня в Михайловском саду - лишь штрихи к сельской идиллии: вольер с живыми гусями (журналисты спрашивали, почему именно гуси - не в честь ли директора Русского музея?), белый конь дивной красоты, игрушечные барашки.
Любопытна игровая площадка для игры в крокет, на которой периодически появляются актеры в костюмах и обучают желающих.
Садовый павильон Михайловского сада приспособлен для чаепитий и игры в карты. Здесь, по словам Елены Штиглиц, когда-то, видимо, устраивались пикники, потому что при археологических раскопках были найдены битые стекла, створки устриц, керамические осколки... Павильон на диво украшен: певчие птицы заливаются и щебечут, играет камерный оркестр.
За день до открытия, когда в саду еще вовсю трудились рабочие, садовники и дизайнеры, всеобщее внимание привлекли кусты, подстриженные в виде женских платьев с кринолинами (как пояснила Елена Штиглиц, фигурная стрижка деревьев и кустов называется топиарным искусством). А в день открытия кусты уже были сплошь увиты живыми хризантемами - белыми и розовыми. Любая женщина могла «примерить» на себя эти восхитительные платья, что многие и делали.
Но ландшафтные композиции - не единственное развлечение, которое предлагают в эти прекрасные летние дни петербуржцам. Каждый день здесь проходят показы мод.
Леди без шляпки - это не леди!
Я была в саду в день открытия и могла понаблюдать за этим красивым зрелищем. Еще до начала программы прямо у входа в Садовый вестибюль Михайловского дворца я столкнулась с высокой стройной женщиной в шляпке. У ее ног громоздились круглые коробки для шляп. В руках она тоже держала шляпку - широкополую, из черной соломки, с пышным... Пером? «Это украшение из конского волоса!» - пояснила женщина в шляпке, оказавшаяся самым знаменитым шляпным дизайнером Петербурга Мариной Седовой. Она рассказала, что организаторы фестиваля пригласили ее продемонстрировать свои модели, ведь шляпы так хорошо вписываются в общий стиль мероприятия. Кроме того, в Англии, к примеру, во время подобных мероприятий согласно дресс-коду дамы должны появляться в шляпках. И вообще: если леди без шляпки - это не настоящая леди.
А вскоре началось и дефиле. Нереально высокие и стройные манекенщицы томно прохаживались по ступеням дворца. Простые черные платья были выбраны для того, чтобы служить лишь фоном для шляп самых причудливых форм и не отвлекать от них внимания. Но все равно отвлекали. Потому что все без исключения были снабжены высокими разрезами. Ну какой мужчина будет смотреть женщине на голову, если можно смотреть на ее ноги? Правда, я лишний раз убедилась, что петербургские мужчины - особенные. Нордический темперамент сочетается у них с хорошим вкусом. «Вам не кажется, что такой разрез выглядит вульгарно?» - прошептал мне на ухо пожилой художник.
На вопрос, трудно ли показывать шляпы, встреченная мной на фестивале одна из руководительниц петербургского модельного агентства «Фея» Ирина Николаева сказала, что профессиональная модель должна уметь носить любую одежду - от бального платья до простецких джинсов.
В целом фестиваль удался. Тут все счастливо совпало: начало лета, призрачное очарование белых ночей, теплая погода... И щедрое душистое великолепие цветущей природы, которая так редко балует петербуржцев.
Зинаида Арсеньева, фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов