Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Что он оставил миру?

Не стало великого Ива Сен-Лорана

Из Франции пришла печальная новость: на 71-м году жизни умер знаменитый модельер Ив Сен-Лоран. Быть может, самый великий модельер XX века. Сам он, впрочем, был иного мнения. На вопрос, можно ли отнести высокую моду к искусству, он говорил: «Нет, не искусство. Скорее ремесло, своего рода художественная профессия».

Он уходил много раз

Он был болезненно застенчивым, робким, таким утонченным, ранимым и хрупким, что, казалось, ему невыносимо больно жить в нашей грубой и жестокой реальности.

Ив Сен-Лоран с юного возраста был подвержен тяжелейшим депрессиям. От которых  пытался защититься не самым лучшим способом - с помощью таблеток, наркотиков, алкоголя.

Ива Сен-Лорана хоронили не раз. От передозировки наркотиков (чрезвычайно распространенная и модная смерть в эпоху 60 - 70-х годов). В последние десятилетия ходили упорные слухи о том, что Сен-Лоран, никогда не скрывавший свою гомосексуальность, болен СПИДом.

«Вы только посмотрите, как он изменился, как он ужасно выглядит!» - шипели на показах раскрашенные старушки, втиснутые в платья, купленные за деньги, которых хватило бы, чтобы накормить всех детей какой-нибудь страны третьего мира.

Но он оставался жив, выходил из очередной депрессии и возвращался к людям. Правда, отметив сорок лет творческой деятельности, модельер отошел от дел. Его Домом моды руководили молодые дизайнеры - сначала Том Форд, потом Стефано Пилати... Сам же Сен-Лоран уединился на своей роскошной вилле в Марракеше, наполненной драгоценным антиквариатом и шедеврами мировой живописи, общаясь только с самыми близкими ему людьми, среди которых на первом месте стоял его давний спутник жизни и деловой партнер Пьер Берже. А на втором - французский бульдог по имени Мужик III. Имя для собаки номер один придумала когда-то давно Лиля Брик, с которой Сен-Лоран, с юных лет завороженный великой русской культурой, дружил многие годы.
 
Отрешившись от пафосной фразы «С ним ушла целая эпоха в моде», попытаемся понять, а что же он оставил нам - тем, у кого скорее всего никогда не было да и не будет вещей от Сен-Лорана?

Женщинам - брюки

Начнем с самого главного. В XX веке работало немало выдающихся модельеров. Но только два из них оказали на женскую одежду революционное влияние: Коко Шанель и Ив Сен-Лоран.

Сама Шанель, отличавшаяся сложным характером, юного Сен-Лорана не слишком жаловала. «Кто сделал это платье? Малыш Сен-Мартен?» - спрашивала она, делая вид, что не помнит имя молодого модельера, путает его с модным в те годы парижским жокееем. Но «малыш» по сути был единственным продолжателем начатого ею дела - кардинального изменения женского костюма, попытки вписать его в новую реальность, приспособить к динамичной жизни современной женщины.

Сен-Лоран ввел в наш, женский, гардероб такую чудесную вещь, как брючный костюм. И первым предложил женщине в качестве вечерней одежды смокинг, избавив ее от мучительного выбора вечернего платья.

Это не значит, что он старался сделать женщину мужеподобной. Напротив, модельер говорил, что мужской стиль только подчеркивает присущую женщине хрупкость и изящество. И признавался, что на мысль ввести в женскую моду мужской стиль его натолкнула фотография Марлен Дитрих в мужском костюме и берете, позировавшей на фоне автомобиля.

Сен-Лоран обогатил женский гардероб различными вариациями на тему униформы, в особенности - морской, он сделал модным стиль сафари.

Всему миру - русский стиль

Мы должны быть благодарны ему за то, что именно он сделал русский стиль частью мировой моды. Все началось с великолепной коллекции 1976 года, которая была вдохновлена эскизами Леона Бакста и называлась «Русские балеты и оперы». С тех пор русский стиль не выходит из моды, привнося в современные тренды сочетание экзотики и фольклора, напоминающее о «Русских сезонах» Сергея Дягилева.

Кроме того, именно Сен-Лорану мы обязаны вторжением моды в музейное пространство. Этот модельер, не осмеливавшийся никогда причислять себя к художникам, все же стал первым, чьи модели были выставлены в музее. Это случилось в 1983 году в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее.

А четыре года спустя в насквозь промерзшем, еще почти советском Ленинграде в Эрмитаже открылась грандиозная рестроспективная выставка Ива Сен-Лорана, которая позволила тысячам людей впервые  приобщиться к французской моде.

Сегодня выставки, которые представляют работы ведущих модельеров современности, стали уже привычной частью жизни многих музеев, в том числе и российских.

Изящный минимализм

Что еще? Именно Сен-Лоран всегда утверждал, что женщине, которая хочет быть элегантной, в сущности, не так много и нужно: «Черный свитер, маленькая черная юбка, яркий шейный платок или украшение и... мужчина, который ее любит!»

Его музой была Катрин Денев, которую он одевал в кино («Дневная красавица», «Сирена Миссисипи») и в жизни. Этот союз модельера и музы сделал многое для того, чтобы миллионы женщин изменили отношение к возрасту. Чтобы доказать всему миру: годы не властны над подлинной красотой.

И конечно, для большинства из нас именно этот модельер навсегда останется воплощением французской элегантности и шика.

Любимым писателем Ива Сен-Лорана был Марсель Пруст, и часто он говорил: «Я так и не дочитал до конца «В поисках утраченного времени». У меня есть примета: если дочитаю до последней точки - умру». Неужели он все-таки решился узнать, чем заканчивается прустовский роман?

Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх