Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 31 июля 2024

Заслуженная кара или корпоративный сговор?

Процесс над милиционерами, обвинявшимися в избиении тележурналистов, оставил неоднозначное впечатление

На прошлой неделе в Невском районном суде был вынесен приговор двум сотрудникам Санкт-Петербургского линейного управления внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ). Пострадавшими выступили журналисты сразу трех городских телекомпаний. За превышение должностных полномочий и избиение представителей прессы милиционеры были приговорены к реальным срокам наказания. Их адвокаты приговором недовольны и намерены подать кассационную жалобу в Городской суд.

Поводом для судебного разбирательства стала история, произошедшая 10 февраля 2006 года. Журналисты трех телекомпаний - НТВ, ВГТРК и Пятого канала - приехали на станцию Московская-Сортировочная, чтобы снять сюжет о сходе вагонов с рельсов и разливе дизельного топлива. Несмотря на то что у них была предварительная договоренность с Октябрьской железной дорогой, двое мужчин в штатском пригрозили разбить камеры, если журналисты не отдадут кассеты с отснятым видеоматериалом. Никаких документов они не предъявили (оба были в гражданском) - и журналисты только в ходе судебного разбирательства узнали, что подсудимые в тот день находились при исполнении служебных обязанностей. Конфликт между съемочными бригадами и сотрудниками транспортной милиции закончился потасовкой.

Больше всего досталось корреспонденту ГТРК «Санкт-Петербург» Юлии Васильевой и оператору ГТРК «Санкт-Петербург» Анатолию Ильину.

Сразу после инцидента потерпевшие подали заявление в милицию. Агрессивных мужчин задержали - ими оказались оперативники СПбЛУВДТ Дмитрий Крылов и Игорь Симонов. Следствие велось почти два года. Потом был суд, который признал Крылова виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения»), а Симонова - виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). За угрозы и избиение тележурналистов Крылова приговорили к полутора годам колонии общего режима, а Симонова - к четырем месяцам колонии-поселения. Под стражу их взяли прямо в зале суда.

- Если остаются синяки, я воспринимаю это достаточно болезненно во всех смыслах. Может быть, больно не столько физически, сколько морально. Меня на съемках, извините, обычно не бьют, - говорит Юлия Васильева, корреспондент ГТРК «Санкт-Петербург». Она, как и другие пострадавшие, надеялась услышать от милиционеров хотя бы слова извинения. Но не услышала - подсудимые  свою вину так и не признали.

- Они действовали по закону, - сказал нам адвокат Дмитрия Крылова Георгий Валович. - Милиционеры вправе применять физическую силу к тем лицам, которые им не подчиняются и нарушают при этом закон. Что касается процесса, то все понимали, что он - показательный. Нам предлагали признать вину и получить условные сроки - мы на это не пошли.

Георгий Валович уверен, что приговор так и не вступит в законную силу - слишком много, по его мнению, в ходе следствия было нарушений Уголовно-процессуального кодекса.

По словам защитника, как только он получит на руки приговор, то будет обжаловать его в кассационном порядке.

- Я считаю, что судья в этом процессе была небеспристрастной. Обвинение строилось в основном на показаниях журналистов из разных СМИ. С нашей стороны выступали свидетелями в том числе и сотрудники правоохранительных органов. А в приговоре написано примерно следующее: «Оснований не доверять журналистам нет, а показания сослуживцев Крылова и Симонова можно рассматривать с точки зрения корпоративной солидарности». Но я сильно сомневаюсь, что корпоративная солидарность отсутствует среди журналистов, - говорит г-н Валович.

У прокуратуры - другое мнение. Старший прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры Сергей Андреев уверен, что приговор заслуженный. Прокуратура в прениях просила более строгого наказания - 5 лет колонии для одного обвиняемого, два года - для другого.

- Когда человек не признает вину и не раскаивается в очевидном, я полагаю, исправление возможно только в изоляции от общества, - заявил господин Андреев.

Назначение реального срока сотрудникам милиции, препятствовавшим деятельности журналистов, - это первый подобный случай в практике петербургских судов, хотя прецедентов достаточно. Один из последних - на «Русском марше» в ноябре 2006 года, когда  сотрудники ОМОНа избили фотокорреспондента агентства Интерпресс Евгения Асмолова, но так и не были за это наказаны.

Случай с сотрудниками транспортной милиции в какой-то мере действительно показательный - он дает надежду на то, что журналисты, выполняющие свои профессиональные обязанности, будут и впредь защищаться государством.

Впрочем, думается, что эта история отнюдь не однозначна. Начальник Санкт-Петербургского ЛУВДТ Евгений Стасишин, комментируя приговор своим бывшим сотрудникам, сказал, что, хотя, возможно, его сотрудники и были в чем-то не правы, на станции Москва-Сортировочная ругались матом и дрались не только милиционер Крылов, но и милая девушка-журналист и оператор...

- Мне сложно говорить что-то о Крылове - я его почти не знаю, - сказал нам Евгений Евгеньевич. - А Игорь Симонов - чудесный парень. В этом конфликте он просто разнимал дерущихся. В тот день я был на месте происшествия и разговаривал с пострадавшим оператором - он мне честно все рассказал: парень не виноват.

Я с уважением отношусь к журналистам - среди вас есть профессионалы. Но есть и те, кто считает себя избранной кастой... Этот процесс, для вас, журналистов, был просто фарс. Жаль, что мы потеряли грамотного опера и порядочного человека. Игорь уволился по собственному желанию - из-за недоверия к системе, из-за того, что чьи-то излишние амбиции сломали ему жизнь. Ему и его семье.

Зная Евгения Стасишина как исключительно честного и порядочного человека, я почему-то впервые расхотела вспоминать о корпоративной солидарности журналистов.

Инесса КУЗНЕЦОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх