Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Уплотниловка — вечный конфликт

В нашей редакции раздался очередной телефонный звонок. Люди жаловались на уплотнительную застройку, которая ведется на проспекте Стачек. Возведение нового жилого дома внутри двора привело к частичному разрушению тротуара и проезжей части дороги…

В трех минутах ходьбы от станции метро «Автово» -  на проспекте Стачек, д. 92, корп. 3, лит. А, - строится современный двенадцатиэтажный жилой дом с подземным паркингом. Эту застройку можно назвать уплотнительной - территорию в 4 га с четырех сторон окружают два жилых пятиэтажных дома, специальная коррекционная школа № 480 и общежитие Морского технического университета. Стройка стартовала в начале года, поэтому здание еще не выведено и на нулевой цикл - строители только копают котлован. Но уже задолго до начала работ начался ожесточенный спор между жильцами близлежащих домов и строителями исполнителя работ ООО «СПАстрой». А теперь вот еще одна проблема - около стройки треснул асфальт и постепенно проваливается.

Светлана Миролюбова живет в доме № 92 по проспекту Стачек, по соседству со стройплощадкой. Светлана сообщила, что на площадке роют котлован, и рядом с забором, ограждающим территорию, провалился асфальт. «А недавно я увидела, как котлован стал неожиданно заполняться водой. Они стали подпорки делать, даже мусор строительный обратно ночью привезли - да, конечно, опрофанились, наверное».

Пока на стройплощадке нет высотного крана, но позже он обязательно появится. И Светлану, как и многих других жителей соседних домов, волнует: не упадет ли кран на дома? «У нас тут такой плохой грунт плюс вот вода в котловане. Да и каждый год эти краны падают. А стройка так близко, что если он рухнет, то на мой дом или школу упадет точно. Это Корабелке (общежитие. - Прим. ред.) не страшно, у нее здание буквой «П», - жалуется Миролюбова.

Муниципальный совет МО «Автово» тоже не остается в стороне. В местной газете «Автовские ведомости» депутат Вадим Давыдов опубликовал статью «Горе-строители!

Куда и на кого упадет кран?». Из нее видно, что недовольство жителей вызвано не столько разрушением асфальта, сколько многолетней обидой. Дело в том, что некогда на этой территории находились детский сад и сквер. Постепенно сад перестал функционировать, и в 90-е годы здание приватизировали. В нем находилась теологическая академия, а потом здание пустовало. В прошлом году его снесли, а земля была переведена в частную собственность. Владелец - ООО «Эвилон» - начал строительные работы. Конечно, жители были разозлены не только уплотнительной застройкой, но и исчезновением придворовой зеленой территории.

«Мы в суд подавали на комитет по земельным ресурсам. Раньше, еще в 2005 году, эта территория являлась землями общего пользования, а в процессе суда этот статус участка отменили. Сделали ее частной - и вот идет строительство», - рассказывает заместитель председателя округа «Автово» Виталий Сергеев.

Проходя по периметру строительной территории, Виталий Дмитриевич поминутно показывает: «Вот новые трещины. Вот смотрите, это они щебнем засыпали, вот бордюр провалился. А вот, видите, уже на проезжей части пошли трещины». Виталий Дмитриевич рассказал, что как только строители увидели сдвиги асфальта на проезжей части, то сразу попросили поставить бетонные полусферы на дороге для ограничения движения машин. Это должно облегчить строительные работы. «Понимаете, это же временно. Тем более что к домам у нас еще много проездов. А любая пожарная машина проедет - у нее же высокие колеса», - объясняет Сергеев.

Муниципалы говорят, что отношения со строителями у них очень хорошие. «Мы раньше на площадку к ним ходили, разговаривали. Теперь, правда, нас туда не пускают. Вот металлические ворота поставили. Мы просили их убирать около стройплощадки, вы и сами видите - чистенько». И правда, кроме трещин, на асфальте больше ничего не «валяется» - чистенько.

Кроме этого, депутаты потребовали сохранить максимально возможное число деревьев на стройплощадке. Строители вроде послушались, обмотали стволы и не трогают.

Недавно муниципалы вызвали на стройку городской технический надзор - для проверки факта сползания грунта. Результаты экспертизы пока неизвестны.

Что ж, осталось обратиться за разъяснениями к самим строителям. И как ни странно, они первые пошли на контакт. Как только я отложила фотоаппарат, сделав снимок очередной трещины, ко мне из-за ворот выбежали трое здоровенных мужчин. «Меня зовут Никита, я комендант. Вы кто? Что вы здесь делаете?» - наступал на меня один из них. Опрометчиво я сказала ему правду - Никита очень испугался. Настойчиво спрашивал мою фамилию, а затем судорожно стал звонить кому-то по сотовому. Пока комендант связывался с начальством, удалось поговорить с начальником строительного участка Владимиром Ющиным. Он объяснил, что трещины в асфальте недалеко от котлована - это нормально. Так и было предусмотрено генпланом строительства: «После того как мы возведем дом, полностью поменяем асфальт вокруг».

Генеральный директор фирмы «Санкт-Петербург - Архангельск-строй» («СПАстрой») Алексей Набокин подтвердил, что при рытье котлована подвижки в грунте и, следовательно, сползание асфальтового покрытия неизбежны: «Мы еще не весь котлован вырыли. Такое же сползание, вероятно, будет и на других участках тротуара рядом со строительством. Конечно, сейчас подвижки грунта есть, но они уже не имеют динамики».

После того как начал сползать асфальт, строители заказали экспертизу близлежащих зданий на факт наличия деформаций. Проектно-конструкторский технологический институт ООО «Ростро» дал заключение, что «прироста осадки существующих зданий практически не отмечено». На схеме видно, что вертикальное смещение у дома № 92 равно нулю, а ближе к месту оседания асфальта у общежития - 1 миллиметр. «Один миллиметр - это практически ничто. Нормативно допустимо смещение до 20 миллиметров», - поясняет Набокин.

Как рассказал Алексей Иванович, проблемы с жильцами начались еще задолго до строительства. «Многие недовольны тем, что снесли садик и сквер. До начала работ я был в этом здании - оно полностью превратилось в притон для бомжей. А рядом есть еще два садика. Я не думаю, что строительство современного жилого дома вместо того, что было, как-то повредит району». Набокин добавил, что в проекте дома на первом этаже предусмотрены помещения под частный детский сад на 20 мест.

Алексей Иванович пояснил, отчего в котловане вода: «Это же грунтовые воды. Специально, чтобы отсечь эти воды, мы по периметру котлована поставили шпунтовое ограждение (стальные полосы с замками). А воду откачиваем насосом. Ее нет в таких количествах, что она водопадом течет, поэтому со временем котлован станет сухим».

А строительный мусор на площадку привезли обратно для того, чтобы техника могла пройти к месту вкручивания свай. «Дно котлована - глина. А нужно вкручивать сваи. Чтобы техника как-то смогла проехать к месту, мы и привезли строительный бой», - объясняет Набокин.

По мнению строителя, вероятность падения крана ничтожная. «Понимаете, и самолет может упасть, - отшучивается Алексей Иванович. - А если серьезно, то строительные краны падают по двум причинам: либо плохое основание, либо работа в штормовых условиях. У нас кран будет работать на бетонной плите толщиной 80 сантиметров. Да и то до седьмого этажа строительство будет проводиться вручную, без техники. Кран появится намного позже».

Набокин не раз разговаривал с жителями близлежащих домов и все им подробно объяснял: «Я же сам снимаю на время строительства квартиру в 92-м доме, поэтому общаюсь с ними практически каждый день. Кроме этого, мы после строительства займемся облагораживанием территории. Сохраняем на свой страх и риск старые деревья, хотя пожарные требуют их уничтожить. Рядом построим детскую площадку с горками».

Типичнейший пример уплотнительной застройки - с недовольными жителями и защищающимися строителями. И одних понять можно, и другие вроде бы все грамотно делают... Остается обратиться к администрации района и органам технадзора с призывом принять активное участие в решении этого спора.

Если уж виноваты строители - нужно проверить и устранить нарушения. Но если все в порядке - жителям округа не стоит так упорствовать в своем протесте.

Инна ЛУШИНА, фото автора

↑ Наверх