Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Жизнь под парусом

«Вечёрка» вышла в Неву

Третий год регате «Паруса белых ночей» - третий год проводится в ее рамках гонка журналистов. Третий год участвует в ней экипаж «Вечернего Петербурга». И чувствуют себя наши журналисты настоящими морскими волками.

Ибо половина нашего нынешнего экипажа участвовала во всех трех гонках, где было все - и победы в предварительных заездах, и последнее место в них же, и выход в финал. Но главное - научились мы отличать генакер от спинакера, а галс не путать с гальюном...

...И мокрый шкот вам в руки дать...

«Именно для этого и проводятся регаты для журналистов, - призналась директор регаты Наталья Федорова, сама титулованный яхтенный капитан, - чтобы они хотя бы в первом приближении испытали на своей шкуре то, о чем берутся писать. И делали бы это со знанием дела».

А то ведь автор официального буклета нынешней регаты, излагая сюжет гонок, пишет: «Обогнув поворотный знак, экипажи ставят спинакеры». А ведь у «Сантера-760», на которых гоняются участники «Парусов белых ночей», именно генакер. Ибо не он полощется свободно, а подцеплен за бушприт - брус, выступающий с носа яхты.

«Надо же! - удивилась Наталья Федорова, перечитав буклет. - Сейчас же отправлю этого писаку на гонку журналистов. Снасти он пусть тянет, да и вы тоже - ведь жалуетесь, что на борту яхты сидите пассажирами. Ну, в лучшем случае исполняете роль балласта, прыгая с борта на борт при смене галса (напомним, галс - это курс относительно ветра. А гальюн бывает «М» и «Ж»). Так что профессионального матроса на яхте не будет, только шкипер».

Здорово придумала госпожа директор! Прыгать с борта на борт мы уже давно научились. И условный рефлекс давно выработался: при команде «Поворот!» голову пригибать, чтобы гиком не заехало (это перпендикулярная мачте деревяшка, к которой крепится самый большой парус-грот). Но морским волкам ведь матереть дальше надо!

Так что обрадовались мы: будем теперь на яхте полноправными хозяевами. Шкипер, правда, за порядком станет присматривать, а заодно за рулем и гротом. Однако нам доверят управлять передним парусом-стакселем. Поймаем ветер - попробуй догони нас!

Запели мы на радостях песенку, почерпнутую то ли из Станюковича, то ли из Джозефа Конрада:

Позвольте вас, позвольте вас
На палубу позвать
И мокрый шкот вам в руки дать,
Вам мокрый шкотик дать.

И, надев ядовито-зеленые спасательные жилеты, гордо ступили на борт нашей яхты под литерой «C».

Мы приносим протест!

Я, как самый опытный (в пионерском своем детстве целое лето на яхточке «Оптимист» гонялся), уже все распланировал. Фотографа нашего в кокпит (это что-то вроде каюты) отправим, чтобы она с камерой под ногами не путалась. Ее дело - ловить момент, а не бегущий такелаж. Самого молодого из нас определим на нос - будет тянуть снасти. Я же буду их травить - а заодно и травить байки. Это у меня выходит лучше всего.

Вот только рано радовались. Ибо на борту нашей яхты нас встретил полный экипаж - шкипер с матросом. Оказалось, днем раньше (а гонка журналистов по причине огромного наплыва желающих второй год проводится в два дня) выпущенные на волю и на не в меру разгулявшийся ветер, акулы пера дважды умудрились протаранить друг друга.

Тут уж организаторы регаты на следующий день приказали журналистов держать в ежовых рукавицах, а на парусе-гроте «взять рифы» - то есть подвязать к гику край паруса и тем самым уменьшить его площадь. Правда, во время разминочных кругов нам доверили потянуть стаксель-шкот. Но не более того...

Экипаж наш внушает уважение - суровый бритоголовый капитан Денис и веселый матрос Паша. Ребята даже заявлялись на участие в квалификации нынешних «Парусов белых ночей», но их не включили, поскольку желающих оказалось ровно вдвое больше вакантных мест.

Делаем разминочный круг по Неве, стартуем - и тут яхта «B» нас обходит. Как - мы же раньше их двинулись? Оказалось, они запрещенным приемом воспользовались - на гроте рифы не взяли. «Постараемся держаться за ними - будем фактически первыми», - говорит Денис.

Но и это не получается. Обгоняет нас яхта «A». А за рулем ее - шкипер по имени Карина. Вот и скажи, что женщина на корабле - это к несчастью!

И как только Денис не пытался ветер в паруса поймать! И к самой крепости подходил, и на середину Невы выруливал, мы с борта на борт прыгать замучились! А Карина знай идет себе единственно верным курсом, и рифы на гроте ей не мешают - едва «B» не догнала.

«Это потому, что яхта под литерой «A» - всегда самая быстрая на флоте, - фаталистически изрекает Паша. - Кто ее вытянет по жребию, тому и повезло». «Не скажи, может быть, просто мы - полные «чайники» по сравнению с Кариной, - самокритично уточняет Денис. - Нам еще учиться, учиться и учиться».

Тем не менее мы приходим на финиш третьими - как раз по месту буквы «C» в латинском алфавите. Остальные яхты все еще где-то сзади колупаются. «Будем считать, что мы фактически вторые», - говорит Денис.

Но почему только фактически? «Я хочу заявить официальный протест», - обращаюсь я после гонки к директору регаты Наталье Федоровой. «Надо же, прямо как профессиональные яхтсмены», - подкалывает она. Но узнав про историю с рифами, судьи заполошились. Оказалось, на «Браво» грот без люверсов (отверстий, через которые стягивающие веревки продевают) оказался.

Впрочем, это судьям решать, что делать с «Браво» - то ли парус менять, то ли просто с гонки снять. Вот если бы мы вторыми стали, тогда могли претендовать на финал гонки, куда выходит лишь победитель заезда.

Но ничего, на следующий год, будем надеяться, разрешат-таки нам самим поднимать паруса. И поймаем мы тогда в них полный ветер, и финишируем первыми.

Борис ОСЬКИН

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх