Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Трудно ли быть молодым режиссером?

Ответ на этот вопрос искала наш корреспондент Виктория Аминова на IX международном театральном фестивале «Радуга»

Дмитрий Егоров и Екатерина Гороховская - выпускники мастерской Григория Козлова, однокурсники и уже не впервые ставят спектакли в российских театрах.  На этом фестивале Алтайский государственный театр для детей и молодежи (Барнаул) представил спектакль «Прекрасное далеко» в постановке Дмитрия Егорова, а Академический ТЮЗ им. Ю. Киселева (Саратов) - «Зимы не будет» Екатерины Гороховской.

Из рая не вырваться

Спектакли «козлят» - как ласково именуют в театральной среде учеников Козлова - прошли друг за другом в два вечера и создали некую дилогию. Начал ее Дмитрий Егоров спектаклем «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова. (Тут надо заметить, что Привалов и Егоров - одно лицо. Но в данном случае он проявился по-разному - как режиссер и драматург.) Режиссер представил зрелый и содержательный спектакль, сделанный остроумно и с большим доверием к актерам, которые не подвели. Но вот драматургический текст показался юношеским и чересчур многозначительным. В двух вещах драматург дотянулся до режиссера: в отменном чувстве юмора и в пронзительности высказывания.

«Прекрасное далеко» - спектакль о том, как в Раю живут ангелы, которые никак не могут перестать быть людьми, несмотря на наличие крыльев за спиной. И жить в этом Раю не плохо, но и не хорошо. Из этого «прекрасного далека» та, земная жизнь кажется райской, и потому стремятся ангелы из Рая «на свободу», как между собой называют они земную жизнь. Ничего хорошего в той жизни не было, а плохого было очень много, но там они могли надеяться на то, что потом, после жизни, все будет иначе. А здесь им надеяться не на что, потому что ждать уже больше нечего: из Рая не вырваться. Только молоденькие Маруся и Вася вопреки убеждениям, что ангелы не люди, влюбляются по-человечески и... отправляются... Куда - никто не знает. Может, обратно, а может, в какое-то иное «прекрасное далеко». Но у оставшихся появляется надежда - значит, есть что-то, чего можно ждать.

Любовь к людям и кошкам

Спектакль Екатерины Гороховской «Зимы не будет» по пьесе Виктора Ольшанского ровнее, гармоничнее и проще. Эта простота выразительных средств и режиссерского языка делает спектакль цельнее и пронзительнее. Действие происходит «на свободе», пользуясь терминологией персонажей предыдущего спектакля, то есть в земной жизни. И в этой жизни «как она есть» коты и люди бывают бездомными, их никто не кормит и никто не любит. Четверо таких ничейных кошек прибиваются к тете Паше - которой самой негде жить и есть практически нечего, но она единственная, кто об этих кошках заботится и кормит их. Кошки, желая спасти тетю Пашу и самих себя от приближающейся зимы и неминуемой смерти, которую она несет, устраивают ей встречу с сыном. Но чуда не случается: жена сына не хочет жить с кошками, а тетя Паша не может жить без них. Они живые, и бросить их ей нельзя. А сын бросает ее. И тогда кошки приклеивают на дерево все опавшие листья, чтобы зимы не было. Но режиссер не видит будущего  для своих героев на этой «свободе», в этой жизни. И потому, когда они, нарядные и уже не бездомные, потому что у тети Паши есть кошки, а у кошек есть тетя Паша, обнимаются на крыльце, то зима все же приходит - сверху падает снег. Но им не страшен мороз: они уже в своем «прекрасном далеком», где зимы не будет.

Где же лучше - там или здесь? На этот вопрос молодые режиссеры отвечают единогласно: лучше там, где есть «любовь к Ленину или любовь к пирогу», любовь к кошкам. Где есть любовь!

Екатерина Гороховская: Наши ленятся или страдают

После спектакля захотелось побеседовать с режиссером Екатериной Гороховской. Катя - человек удивительный: она овладела всеми театральными профессиями: режиссер, театральный критик, актриса и педагог одновременно. Это ее голосом говорит очаровательная летописица Алена в мультфильме «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

- Катя, как ты оказалась в Саратове?

- Меня пригласили как режиссера поучаствовать в семинаре современной драматургии. Потом возникла идея сделать семинар по детской драматургии, а я уже знала эту пьесу и двух прекрасных саратовских актрис - Любовь Кочневу и Людмилу Шишкину, которым я и предложила прочитать «Зимы не будет».

Актеры в Саратове контактные и жадные, они хотят работать, хотя играют по три спектакля в день. Им пьеса понравилась, мы за три дня сделали читку, и был большой успех, зал рыдал, актеры за кулисами рыдали. Мы решили сделать спектакль и сделали его за месяц.

- Есть какие-то особые проблемы в российских театрах, отличные от столичных проблем?

- Я теперь театры на периферии знаю лучше, чем питерские. Основная проблема в том,  что нужно заполнять залы, и поэтому актеров используют иногда цинично, они очень много играют.

- В Питере у тебя есть какие-то перспективы?

- Я еще не могу сказать, что я режиссер, мне кажется, что у меня нет в руках профессии, нет навыка.

- А какая вообще ситуация в Питере с молодыми режиссерами?

- Молодому режиссеру трудно попасть в профессиональный театр и получить постановку интересной пьесы с хорошими артистами и хорошим бюджетом. Нужны либо протекция известного театрального деятеля, либо какая-то слава, что ты что-то выдающееся сделал в провинции. Но даже если бы меня и пригласили в какой-то большой питерский театр, то я бы задумалась: ведь большую часть времени мне придется потратить  на преодоление внутренних трудностей, не художественных. На это уходит много времени и душевных сил, а молодой режиссер не должен на это тратиться. Эти интриги и сложности ломают человека. А на периферии этого меньше, там меньше амбиций у артистов. Там люди ничего из себя не строят, а просятся в работу. А в Питере я готова работать только со своими знакомыми и однокурсниками, чтобы не преодолевать «синдром великого столичного артиста».

- Почему художественные руководители приглашают выпускников московских знаменитых режиссеров Гинкаса, Захарова, а наших питерских молодых режиссеров не пускают и на порог?

- Я думаю, что дело в имени мастера и в умении себя подать. Например, ученики Захарова продемонстрировали в Питере, как они умеют, образно говоря, громко въезжать на танке, выламывая дверной проем. А наши так не умеют. Но есть еще другая проблема: наши ленятся или страдают. Из моих однокурсников только Дмитрий Егоров хочет и делает. И какое счастье, что есть человек, который умеет свое мировоззрение воплотить, превратить в сценический текст, поставить спектакль!

↑ Наверх