Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Их всего семнадцать.

Но их общая стоимость превышает пятьдесят миллионов долларов

В Белом зале Мраморного дворца до 8 июня открыта уникальная выставка «От Ватто до Моне», организованная аукционным домом «Кристи». Ее жемчужина - шедевр Жан-Антуана Ватто «Сюрприз», который 160 лет считался погибшим.

Мал золотник, да дорог

Если бы какой-нибудь злоумышленник захотел ее украсть, это было бы нетрудно. Картина Ватто «Сюрприз», которая действительно стала главным сюрпризом выставки «От Ватто до Моне», - совсем маленькая, формата А4. Знаменитый французский художник, чьи работы стали символом галантного XVIII столетия и стиля рококо, никогда не писал больших полотен.

Но это не помешало ему стать великим художником.

В течение 160 лет эту картину не только никто не видел: она считалась исчезнувшей, быть может, погибшей. Специалисты знали ее по старинным гравюрам с картин Ватто. Их опубликовал Жан де Жюльен, друг Ватто, которому он, умирая в 37 лет от чахотки, завещал самое ценное, чем владел, - свои работы.

Впоследствии картина оказалась во владении одной семьи, которая тихо-мирно жила в течение нескольких столетий в маленьком частном доме в Англии, вдали от шума городского. Так она и провисела бы в гостиной, прозябая в безвестности, если бы нынешним владельцам вдруг не потребовались деньги. Однако истинной стоимости картины они не представляли.

А стоимость - немалая. Присутствовавший на открытии выставки представитель аукционного дома «Кристи» в Европе Йоханн Пулкканен сообщил журналистам, что торги, которые пройдут в Лондоне 8 июля, начнутся с 3 миллионов долларов США, но продать картину Ватто они надеются минимум за десять миллионов. Это, по его словам, вполне реально, если вспомнить, что в декабре 2000 года на торгах того же «Кристи» картина «Сказочник» кисти Ватто была продана за 5 млн. долларов.

И выразил надежду, что покупателем «Сюрприза» станет кто-нибудь из россиян, быть может, даже петербуржец. И вдруг, после рассказов о баснословной стоимости картины, г-н Пулкканен стремительно поднялся со своего кресла, прошествовал к драгоценному Ватто и... снял картину со стены. А потом так и позировал атаковавшим его теле- и фоторепортерам с Ватто в руках.

Рынок созрел

«Сколько стоит рассвет? А шорох листьев? А пение птиц?» - примерно так, серией вопросов, ответила актриса, игравшая в старом советском фильме «Старики-разбойники» экскурсовода, на вопрос любопытного гражданина о стоимости какого-то шедевра. Не спорю, что рассвет (равно как и закат) бесценен, а вот произведения изобразительного искусства вполне возможно оценить в рублях, долларах, евро...

И найти на каждое из них своего покупателя. В число которых, как надеются представители аукционного дома «Кристи» (а в Петербург с выставкой приехали кроме Йоханна Пулкканена Джеймс Брюс-Гардэй, Анна Белорусова, Алексис Тизенгаузен), вскоре вольется армия российских ценителей искусства.

И надеются они не зря. Как торжественно заявил на открытии выставки директор Русского музея Владимир Гусев: «Художественный рынок России уже созрел для подобных предаукционных выставок и для аукционов». А потом не без грусти добавил, что цены на современном арт-рынке зашкаливают и музеи не могут позволить себе покупать на международных аукционах новые экспонаты.

Но все же сотрудничество с крупнейшими аукционными домами (а «Кристи» в Лондоне и «Сотби» в Нью-Йорке контролируют примерно 90 процентов мирового художественного рынка) для музеев полезно. Йоханн Пулкканен и Владимир Александрович договорились о том, что разработают совместный выставочный план на ближайшие пять лет. Ведь сотрудники «Кристи» работают с крупнейшими частными коллекционерами Европы и США, которые, в отличие от бывших владельцев «Сюрприза» Ватто, вовсе не намерены прятать свои сокровища от публики и согласны показывать их на выставках в крупнейших музеях мира.

Россияне - крупнейшие игроки на современном художественном рынке

Стоит заметить, что и кроме Ватто на выставке в Белом зале Мраморного дворца есть на что посмотреть. Экспозиция была составлена сотрудниками «Кристи» специально для Петербурга, с учетом анализа вкусов гипотетических российских покупателей.

Это 17 картин старых мастеров - полотна Антониса ван Дейка, Яна ван Гойена, Яна Брейгеля Бархатного, а также великолепные работы французских импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека. Плюс две картины знаменитого бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.

Причем, судя по предварительной стоимости картин, здесь есть не менее дорогие, чем «Сюрприз». Например, «Закат в Лавакуре» кисти Клода Моне пока оценивается в 3 - 5 миллионов долларов. Но на торгах цена может взлететь до небес. Не так давно одна из работ Моне ушла с молотка за 42 миллиона! По словам Йоханна Пулкканена, интерес к импрессионистам преобладает сейчас у российских коллекционеров, которые, как утверждают в один голос уже все без исключения представители дома «Кристи», нынче превратились в крупнейших игроков на международном художественном рынке.

Зинаида АРСЕНЬЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Прямая речь

Владимир ГУСЕВ:

- Сегодня даже странно вспоминать, как в девяностые годы мы купили работу Ореста Кипренского за сорок тысяч долларов. Я тогда получил за столь безумную трату свой первый выговор. Зато сегодня, когда цены на произведения живописи, в том числе и русской, поднялись в разы, бывший владелец картины обижается на меня.

↑ Наверх