Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Опера может быть шикарным развлечением

И не потерять при этом художественной ценности

В этом убедился наш музыкальный обозреватель Роман РУДИЦА, побывавший на премьере «Любовного напитка». Среди публики была замечена и супруга нового президента России Светлана Медведева

В прошлом сезоне произошло событие, для культурной жизни города весьма знаменательное. Сменилось руководство Малого оперного театра, сам он перестал называться МАЛЕГОТом им. Мусоргского, вернув себе историческое имя - Михайловский театр. С момента этой перемены театр представил премьеры двух опер (не считая детского спектакля). Сперва - «Сельская честь» Масканьи, теперь - «Любовный напиток» Доницетти. Премьеры имеют определенную общность: обе оперы - итальянские, обе очень популярны, ставятся часто и повсеместно. Обе любимы певцами и публикой - хотя публика в каждой из двух вещей обожает по единственной арии, остальную же музыку из них скорее всего не помнит. Оба спектакля сделаны с широким привлечением творческих сил Италии, прежде всего дирижера Даниэле Рустиони.

Композиторы, написавшие «Сельскую честь» и «Любовный напиток», - замечательные, яркие, но вряд ли их можно отнести к числу гениальных. И Доницетти, и Масканьи были знаковыми фигурами для своих эпох, видными представителями направлений. Масканьи - родоначальник пресловутого веризма, искавшего музыкального выражения жизненной правды (по признанию маэстро, в его операх «голоса кричат, кричат, кричат!»). Доницетти - крупный авторитет не менее пресловутого бельканто.

Дирижер Рустиони молод, но профессионален

Что такое бельканто? Термин этот переводят как «красивое», а то и «прекрасное пение». Бельканто - стиль конца XVIII - первой трети XIX века, он отличается виртуозностью, обилием фиоритур, пассажей... Впрочем, это целая культура, с опорой на традицию чуть ли не многовековую, в ней важно не только владение вокалом, но и умение точно, рельефно вылепить образ, типаж. В белькантовой партии на стихийном даровании и темпераменте не выедешь - требуется выделка, но такая, чтобы все было непринужденно, полетно, блистательно. Масканьи, автор рубежа ХIХ - XX столетий, тяготел к стихийности выражения. Когда в Михайловском поставили «Сельскую честь», голоса именно что «кричали, кричали», оркестр звучал некрасиво, точнее, топорно. Рустиони молод, по меркам дирижера видной столичной оперы - очень молод. В тот момент он показался пижоном, педалирующим темперамент. Но «Сельская честь» была первой пробой обновленной труппы - в таких случаях стоит воздержаться от скорых оценок.

И вот на премьере оперы Доницетти выясняется, что Рустиони - отличный профессионал, с ясным, практичным пониманием дела, с нелицемерным музыкантским одушевлением. Что оркестр бывшего МАЛЕГОТа может звучать не просто качественно - даже изысканно. Что же касается голосов...

О чем поют?

Но прежде скажем, о чем опера Доницетти. Качество звучания, проблемы бельканто - все это очень серьезно. А «Любовный напиток» - опера комическая, на редкость забавная. И трогательная, конечно же. Сельская кокетка Адина - предмет страсти простодушного Неморино. Страсть безответна. В село прибывает доктор-шарлатан Дулькамара, ведущий лихую торговлю какой-то панацеей. К нему Неморино бросается за любовным напитком и покупает на свой единственный цехин сугубую липу... В истории замешаны и сержант расквартированного в селе полка, и смерть дядюшки Неморино, превращающая пейзана в богатого наследника...

Наконец, торжествует большая и чистая любовь. Торжествует и Дулькамара - шарлатану так удалось представить дело, что все уверены: триумф любви - следствие приема волшебной микстуры.

Как поют

В либретто предусмотрено все - от нежных и даже высоких чувств до буффонады - то ироничной, то задорной. И вот, представьте, какое наслаждение может доставить эта игра, если она выражена в музыке не водевильной, а мастерской, стильной, высококлассной. Насколько может быть хороша сельская кокетка Адина, если она поет чудным голосом, да еще выводит фантастические рулады, что твой соловей. Или: оперный ансамбль. Какое это роскошество: когда одновременно поют три персонажа - и все они разные. Та же самая кокетка с ее руладами, сержант (записной разбиватель женских сердец) с его стремительной скороговоркой и трепетный любовник со своими сладкими теноровыми вздохами. И поют не вразнобой, но сливаясь в музыкальной гармонии. Белькантовый стиль, прежде всего ансамбли, в России мало кому удается. В михайловском «Любовном напитке» поют и наши певцы, и итальянцы. По словам Елены Образцовой, художественного руководителя оперы Михайловского театра, обращение к Доницетти имело целью, в частности, «помочь молодым певцам проявить себя в исполнении итальянской музыки, очень сложной и очень красивой». Итальянская команда приглашена, чтобы «не уклониться от жанра и перенять традиции итальянской оперы».

Образцова говорит: «Мы научимся петь ансамбли и, надеюсь, в этом направлении достигнем настоящего мастерства». Значительный прогресс виден уже сейчас - заметим, он достигнут в короткий срок. В спектакле два состава певцов, я слышал только один из них, но судя по тому, как хороши Ирина Кучинская в партии Адины и Дмитрий Карпов - Неморино, вокалом в театре занялись всерьез.

Кстати, «Любовный напиток» в Михайловском напомнил о немаловажной вещи: опера может быть развлечением - в высшей степени достойным, шикарным. И не терять при этом достойности творческого акта.

Судя по спектаклю, в театре удачно составилась креативная команда, со своим виденьем целей, текущего момента. Можно констатировать, что вместо МАЛЕГОТа действительно появился Михайловский театр.

 

↑ Наверх