Многодетные семьи никому не нужны
Их жилищные проблемы государство решать не собирается
К многодетным семьям у нас относятся по-разному. Некоторые - с чувством уважения и благодарности за поддержку национального демографического проекта. А есть и такие, кто считает их без-ответственными, социально неблагополучными людьми, которые пытаются заработать на государстве денег. Многодетные семьи часто воспринимают как «социальных иждивенцев», хотя на практике льготы у них очень скромные и они зачастую живут за чертой бедности и в жутких условиях. Как, например, Татьяна Филиппова, обратившаяся за помощью в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы».
Ваш номер - 1266
Жила-была многодетная семья - мать, отец и трое детей. Точнее, не жила, а существовала, потому что жить впятером в комнате площадью 12 квадратных метров можно разве что посменно. Впрочем, пока дети были маленькие, как-то размещались. Но вот дети выросли - старшим сейчас по двадцать - и стали интересоваться у матери: почему нам, многодетной семье, чиновники не дают квартиру? Мать пошла в районную администрацию, потом в жилищный комитет, в комитет по труду и социальной защите населения, дошла до губернатора. Везде ей отвечали примерно так: многодетных семей в городе много, жилья - мало, так что живите как можете.
...Татьяна Филиппова приехала в Петербург больше двадцати лет назад. Здесь вышла замуж, родила сына, потом дочь. В 2002 году у нее родилась маленькая девочка, и она встала в очередь на жилье. Комнату в коммуналке в Павловске ей дали от плодоовощной станции, где Татьяна работала.
- Нам обещали хорошее жилье, мы надеялись, ждали, а потом все рухнуло. Сейчас хожу к чиновникам, напоминаю о себе, а они говорят: «Продайте комнату и купите домик в деревне», - говорит Татьяна.
Они с мужем спят на диване, у маленькой дочери - кроватка, а у двух взрослых детей - подростковая двухъярусная кровать. С соседями тоже не повезло.
- Бывает, они буянят, двери ломают. Сосед, когда напьется, начинает кричать, хлопать дверьми, ругается матом. А дети все это слышат, - сетует Филиппова.
Женщина обращалась во многие инстанции, но ей отвечали: вы стоите в очереди под номером 1266 - ждите. Из аппарата губернатора пришел письменный ответ, в котором говорится, что есть такие многодетные семьи, которые стоят в очереди по двадцать лет. Так что сначала им, а потом - вам.
Татьяна не требует шикарную квартиру в престижном районе. Ей достаточно, чтобы помогли с комнатой в общежитии, дабы отселить взрослых детей. Или деньгами, чтобы можно было снять жилье.
- Я консультировалась с юристом своего жэка, он сказал, что ничего сделать нельзя и что у меня есть одно-единственное право - продать комнату и купить что-то другое. А что я куплю? Да и продать ее пока невозможно - комната не приватизирована. Потому что юристы в жэке говорят, что если я приватизирую комнату, меня автоматически исключат из муниципальной очереди, - говорит Татьяна Филиппова.
Для многодетных - закон не писан
Можно, конечно, было бы покритиковать администрацию города Павловска, обвинить чиновников в бесчувствии, но это будет неправильно. Проблемные многодетные семьи есть в каждом районе. В моем доме в соседней квартире тоже живет такая семья. Я никогда не была у них дома, не говорила с ними о проблемах, но после рассказа Татьяны Филипповой поинтересовалась: ощущают ли мои соседи на себе опеку и помощь государства?
- Посмотри, как мы живем, - пригласила меня к себе соседка.
Небольшая однокомнатная квартирка, где из-за тесноты все трое детей спят на одном диване.
- Думаешь, они высыпаются? - говорит соседка. - Они вечно заражают друг друга всеми болезнями, которые подхватывают в школе или садике. Вот столик, на котором они учат уроки, - как попало, уродуя себе осанку и портя зрение. Они у меня не могут ни позаниматься физкультурой, ни почитать спокойно, ни отдохнуть после школы. Шкаф - один на всех, ребята не могут даже вещи нормально сложить, вечно все теряют, потом ищут, нервничают, переживают. Да мы все - как сплошной комок нервов...
Квартирный вопрос мои соседи пытаются решить уже многие годы - без толку.
- От чиновников мы получаем одни и те же отписки: что в этом году дают квартиры многодетным семьям, вставшим в очередь еще при советской власти, а те, кто встал в начале 90-х, получат квартиры лет через двадцать. Но тогда дети у меня вырастут, а у государства тот, кому уже за 18 лет, ребенком не считается и, соответственно, мы уже не будем считаться многодетной семьей.
Ипотечных кредитов им не дают. С субсидиями - тоже проблемы. Национальный проект «Доступное жилье - гражданам России» опять обошел многодетных стороной.
Деньги выделяются на решение жилищных проблем молодежи, военных, бюджетников, но только не многодетных семей... Выплаты таким семьям - копеечные, пособия - ничтожные. А подоходный налог они платят наравне со всеми, никаких льгот - ни на образование, ни на лечение: даже в женской консультации без очереди идти не положено.
По мнению доктора юридических наук Павла Белякова, государство, хоть и заявляет о глобальной демографической проблеме страны, на деле открещивается от многодетных семей.
- В органах власти плохо представляют себе проблемы семей, в которых трое и более детей, - говорит Беляков. - Им предлагают собесовские пособия, праздники и развлечения для ребятишек, но им не нужны сегодня праздники. Им нужно конкретное решение острейших проблем. Закона о многодетных семьях нет. Есть Указ президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», но он фактически декларативен. Он устарел морально и юридически. Те нормативные акты, которые идут в его обеспечение, - Жилищный кодекс, земельное законодательство, Налоговый кодекс - давно поменялись и поэтому не могут обеспечивать выполнение положений указа. Большим моральным ударом по многодетным семьям стало то, что обсуждавшийся почти пять лет в Государственной думе проект федерального закона о поддержке многодетных семей был в 2004 году снят с рассмотрения. На мой взгляд, нужно срочно возобновить рассмотрение этого закона, создать согласительные комиссии, которые позволят сделать такой закон, который президент мог бы подписать. При этом самой принципиальной является статья о первоочередном предоставлении жилья многодетным семьям в кратчайшие сроки.
Инна ПОЛЕТАЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Резонанс
17 апреля в нашей газете была опубликована статья «Чиновники забыли о Прудках», в которой говорилось о печальной участи парка Прудки, расположенного в центре Петербурга: он стал «зоной отдыха» для бомжей и наркоманов. По факту публикации Городская прокуратура провела проверку, в ходе которой установила нарушения законодательства о благоустройстве, а также сделала вывод о том, что правоохранительные органы не принимали надлежащих мер по профилактике правонарушений.
«Проверкой установлено, что ограждения, скамейки и мусоросборники сквера, расположенного между БКЗ «Октябрьский» и улицей Некрасова, находятся в неудовлетворительном состоянии. В связи с этим прокуратура Центрального района возбудила дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге», в отношении директора ОАО «Садово-парковое предприятие «Центральное», которое осуществляет уборку и содержание сквера. Кроме того, по поручению прокуратуры района территория сквера включена в маршрут круглосуточного патрулирования сотрудников Центрального РУВД, а также ОВО, ОГИБДД, ППСМ Центрального района», - сообщила старший помощник прокурора города по связям со СМИ Елена Ордынская.
Важно: Правила перепоста материалов