Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

А без денег жизнь плохая…

До 22 марта Музей истории религии приглашает на выставку «Динарий кесаря». Деньги в Новом Завете и церковной традиции».

 

До 22 марта Музей истории религии приглашает на выставку «Динарий кесаря». Деньги в Новом Завете и церковной традиции».

Блюдо для сбора денег с изображением церкви. Россия. Конец XIX — начало XX в.

В нашем музее богатая нумизматическая коллекция, — рассказывает заведующая отделом «Религии ранних цивилизаций» Юлия Рогова, — и мы задумались, как ее показать. Обычного посетителя, не коллекционера, в нумизматические отделы не заманишь: какой интерес смотреть на маленькие темные монетки?» На выставке рядом со старинными монетами (самые древние датируются I в. н. э.) — гравюры и картины на евангельские сюжеты, тексты, разъясняющие реалии жизни римской провинции Иудеи евангельских времен. Например, мы узнаем, что один динарий, упоминающийся в притче о виноградарях (оказывается, правильнее писать «денарий»), — обычная плата за день работы на винограднике. «Кстати, — добавляет Юлия, — ежегодный налог с жителей Иудеи в пользу Рима составлял также один денарий». По-моему, налог крайне щадящий, а вот десять тысяч талантов из притчи о злом рабе, которому простили большой долг, а он не пожелал простить малый, были нереально огромной суммой — ну, как сейчас несколько миллиардов долларов. И Иуда Искариот не просто так сетовал, что масло, которое женщина возлила на волосы Спасителя, можно было продать, а деньги раздать нищим: «Вот небольшой алебастровый сосуд для хранения благовонного масла, — показывает Юлия. — Масло было очень дорогим, то количество, что помещалось в этот сосуд, стоило как год работы какого-нибудь поденного работника». Забавный экспонат — фальшивый шекель: «типа израильские монеты» изготавливались в Западной Европе в XVII — XVIII веках как сувениры.

Второй раздел выставки посвящен теме денег в европейской культуре. Множество лубков, литографий, картин — о борьбе с грехом сребролюбия, причем сюжеты заимствованы на Западе, а вот русские тексты — оригинальные: неведомые авторы упражнялись как могли в остроумии. Например, на картине «Бренность жизни» изображен некто стоящий на гробе, перед ним на столе символы власти и богатства, а сзади, за плечом, — Смерть с косой. И надпись: «Смертный человек, бойся Того, кто над тобою. Не надейся на то, что перед тобою. Не уйдешь от того, кто за тобою. Не минешь того, что под тобою».

Бес. Западные губернии Российской империи. XIX в.

 

↑ Наверх