А без денег жизнь плохая…
До 22 марта Музей истории религии приглашает на выставку «Динарий кесаря». Деньги в Новом Завете и церковной традиции».
До 22 марта Музей истории религии приглашает на выставку «Динарий кесаря». Деньги в Новом Завете и церковной традиции».
![Блюдо для сбора денег с изображением церкви. Россия. Конец XIX — начало XX в.](http://vppress.ru/photo/new/19145.jpg)
Блюдо для сбора денег с изображением церкви. Россия. Конец XIX — начало XX в.
В нашем музее богатая нумизматическая коллекция, — рассказывает заведующая отделом «Религии ранних цивилизаций» Юлия Рогова, — и мы задумались, как ее показать. Обычного посетителя, не коллекционера, в нумизматические отделы не заманишь: какой интерес смотреть на маленькие темные монетки?» На выставке рядом со старинными монетами (самые древние датируются I в. н. э.) — гравюры и картины на евангельские сюжеты, тексты, разъясняющие реалии жизни римской провинции Иудеи евангельских времен. Например, мы узнаем, что один динарий, упоминающийся в притче о виноградарях (оказывается, правильнее писать «денарий»), — обычная плата за день работы на винограднике. «Кстати, — добавляет Юлия, — ежегодный налог с жителей Иудеи в пользу Рима составлял также один денарий». По-моему, налог крайне щадящий, а вот десять тысяч талантов из притчи о злом рабе, которому простили большой долг, а он не пожелал простить малый, были нереально огромной суммой — ну, как сейчас несколько миллиардов долларов. И Иуда Искариот не просто так сетовал, что масло, которое женщина возлила на волосы Спасителя, можно было продать, а деньги раздать нищим: «Вот небольшой алебастровый сосуд для хранения благовонного масла, — показывает Юлия. — Масло было очень дорогим, то количество, что помещалось в этот сосуд, стоило как год работы какого-нибудь поденного работника». Забавный экспонат — фальшивый шекель: «типа израильские монеты» изготавливались в Западной Европе в XVII — XVIII веках как сувениры.
Второй раздел выставки посвящен теме денег в европейской культуре. Множество лубков, литографий, картин — о борьбе с грехом сребролюбия, причем сюжеты заимствованы на Западе, а вот русские тексты — оригинальные: неведомые авторы упражнялись как могли в остроумии. Например, на картине «Бренность жизни» изображен некто стоящий на гробе, перед ним на столе символы власти и богатства, а сзади, за плечом, — Смерть с косой. И надпись: «Смертный человек, бойся Того, кто над тобою. Не надейся на то, что перед тобою. Не уйдешь от того, кто за тобою. Не минешь того, что под тобою».
![Бес. Западные губернии Российской империи. XIX в.](http://vppress.ru/photo/new/19147.jpg)
Бес. Западные губернии Российской империи. XIX в.
Метки: Музейное дело Не пропусти! Финансы
Важно: Правила перепоста материалов