Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

«А как голосовать — крестиком или палочкой?»

Некоторые шли на участок для того, чтобы и проголосовать, и купить пирожок за 17 рублей

«Вот бы каждый день так было!»

На участке для голосования в Ковенском переулке каждому избирателю радовались как родному.

Над входной дверью школы №620 в Ковенском переулке легким облачком повис козырек из красных, белых и синих воздушных шариков. Небесный триколор ненавязчиво напоминает: сегодня эта школа работает в особом режиме — тут расположился избирательный участок. Еще утро и никакого ажиотажа возле входа в здание нет.


— Это же моя школа, я тут училась, — говорит мне соседка по дому студентка Оля.

Она идет на выборы в первый раз в жизни и заметно волнуется. От дома до школы путь в три минуты, а Оля уже два раза успела проверить, не забыла ли паспорт. Ее мама проголосовала досрочно и еще в пятницу уехала на дачу, а меня попросила взять девушку с собой.

— Оля, ты уже решила, за кого будешь голосовать?

— Я в Интернете всех кандидатов нашла заранее и про каждого прочитала, кто он и откуда, — уверенно сообщает девчушка.

Тем временем дверь школы отворяется и оттуда выходит пожилой военный в парадной форме.

— Проходите, ранние пташки, — улыбается мужчина, придерживая для нас дверь.

В школьном холле за столиком сидит дежурная, рядом с ней на скамейке — еще несколько человек. Увидев нас, все как один тоже начинают улыбаться, да так радостно, будто как раз нас и ждали.

— Доброе утро! Как ваше настроение? — интересуется дежурная. — Вы пришли голосовать? Тогда поднимайтесь, пожалуйста, на второй этаж!

— Все такие приветливые, — отмечает Оля.

— Народу пока очень мало пришло, а вот из вашего дома уже несколько человек было, — отыскивая в толстой книге наши адреса и фамилии, говорит сотрудница участка. — Вот какой у вас ответственный дом!

Опустив под пристальными взглядами наблюдателей от разных политических партий бюллетени в прозрачную урну, мы со всеми прощаемся и выходим.

— Спасибо, что пришли! И не забудьте заглянуть в буфет на первом этаже, там пирожки! — слышится вслед.

— Мне понравилось голосовать! — заявляет Оля, когда мы усаживаемся за столик в школьной столовой. — Бутерброды с красной икрой — всего по 60 рублей за штуку, а булочки — по 15 рублей! А главное, все такие вежливые и приветливые. Вот бы каждый день так было, а не только во время выборов!

«Хочется подстегнуть действующую власть…»

В первой половине дня воскресенья голосовать петербуржцы не спешили.

Школа №48. Приморский район. Полдень. Избирателей, идущих по коридорам, можно пересчитать по пальцам. «Время неудобное, — поясняют мне члены участковой комиссии №1886. — Сентябрь, все на дачах. Из 1,5 тысячи жителей на нашем участке на данный момент проголосовали 35 человек. Еще около ста — предварительно».

В день голосования народу на участках было немного.

На входе — отряд скучающих полицейских. Из динамиков — детские песенки.

Спокойствие, умиротворенность. Хотя я знаю, что спокойствие это мнимое. Два года назад мне пришлось быть наблюдателем на федеральных выборах. Нас, добровольцев-наблюдателей, держали тогда в железных тисках, не разрешали передвигаться по классу, проверять документацию, выражать свое мнение. А под занавес просто принялись выставлять за дверь.

— У вас есть наблюдатели? — интересуюсь на участке в первую очередь.

— Да, две девушки. Еще один молодой человек пошел с переносной урной. 

Спрашиваю у девчонок, почему они стали наблюдателями. «Добровольно-принудительно, — следует ответ. — Мы работаем в социальной сфере, попросили. Хотя молодой человек, который пошел по квартирам, — он идейный».

Регистрируюсь. В избирательных списках меня почему-то не значится. «Нам дали информацию двухгодичной давности», — разводит руками сотрудник УИК.

В руках — два бюллетеня. Голубой — губернаторский. И розовый — муниципальный. На стене у кабинок — стенд с информацией о кандидатах. Интересуюсь муниципалами. Из восьми семь — партийные. Шесть — от правящей партии. Профессии преимущественно «социальные».

Два медика. Два педагога. Председатель правления ЖСК. Руководитель детской танцевальной студии. Частный предприниматель. И представитель неопределенной профессии из разряда «активист и организатор». Тут же бумажка со статьями доходов муниципалов за 2013 год. Разброс от 400 тысяч до миллиона.

Ставлю галочки. Опускаю бюллетени в урну. На выходе интересуюсь впечатлениями от процесса у соседей по микрорайону.

— Не буду оригинальной, — говорит пенсионерка Валентина, — голосовала за коммунистов. Вот только в муниципальный округ ни один не выдвинулся! Жаль. Теряют позиции. Пришлось руководствоваться возрастным критерием. Выбрала тех, кто помоложе, — они, хочется верить, будут действовать, а не просиживать.

— За нынешнего исполняющего обязанности губернатора проголосовала, что скрывать, — поделилась другая избирательница, Ирина Петровна. — Он военный — все делает четко, ясно. И не трубит на каждом углу о своих достижениях. Город за время его руководства хуже точно не стал.

— Я — за оппозиционера, — сообщила студентка Юля. — Я всегда за оппозиционеров голосую. Чтобы показать, что и другое мнение есть. Чтобы хоть как-то подстегнуть действующую власть.

«А как голосовать — крестиком или палочкой?»

Некоторые шли на участок для того, чтобы и проголосовать, и купить пирожок за 17 рублей.

Выборы на участке №1552, которому еще в июле присвоили имя Ольги Берггольц, потому что эта площадка была организована в вестибюле школы №340, где с января прошлого года открылся музей поэтессы, проходили спокойно, без ажитации. Два милиционера, явно скучая, дежурили на входе, но избиратели, прямо скажем, не спешили, хотя был уже полдень. 

Пока верстался номер, стало известно, что явка избирателей составила 20%.

Проходившая мимо соседка, баба Маша, заметила: «Когда я голосовала досрочно, то народу было много. Нам дали бланки и просили указать причину. Многие написали, что едут на дачу, и я тоже написала» — «А подарки какие-то давали?» — интересуюсь. «Нет, никаких подарков нам никто не делал, — ответила блокадница, — хотя моей сестре, проголосовавшей досрочно в Приморском районе, дали комплект постельного белья и билеты в театр».

Может, оттого, что «подарков никаких не давали», народ не спешил. У ворот школы дежурила представитель независимого социологического агентства, подсчитывая, кто отдал свой голос за врио губернатора. «Из 60 голосующих примерно 40 отдали свой голос Полтавченко, — пояснила девушка, — а за остальных кандидатов почти не голосуют: пару голосов получила коммунистка Иванова, за Сухенко вообще никто не голосовал, за Петрова — чуть побольше».

Захожу в школу. Все чинно-благородно, даже музей Ольги Берггольц работает: там крутят фильм, слышны стихи в исполнении автора, а музейный работник и по совместительству учитель рассказывает историю и школы, и музея.

На стендах размещены сведения о кандидатах на кресло хозяина Смольного.

Самый богатый из них — врио Георгий Полтавченко, у него 11 счетов и 18 млн. рублей, самый бедный — кандидат от ЛДПР Константин Сухенко с 0 (ноль) рублей на счете. На другом стенде — информация о муниципалах.

«А почему нет информации о том, что за муниципальных депутатов можно ставить не одну, а несколько галочек?» — интересуюсь у председателя комиссии Елены Саловой и слышу в ответ: «Мы отказались брать такую памятку, потому что на нашем участке голосуют много пожилых людей и мы решили объяснять им правила при выдаче бюллетеней».

«А сколько голосует на дому?» — продолжаю «допрос» председателя комиссии.

«У нас всего две урны, а заявок мы получили около тридцати. Думаю, все пройдет нормально».

«Уже проходит, — замечаю я, — давно здесь нахожусь и не наблюдаю никаких эксцессов».

«Не скажите, — отзывается Елена Геннадьевна, — утром мы пришли на участок и видим, что асфальт на подступах к школе исписан хулиганскими надписями, пришлось все замазывать черной краской».

«Мам, ну пошли отсюда, — тянет за руку мамашу десятилетняя девочка, — пойдем на стадион — там интереснее».

На школьном стадионе действительно было интереснее: там шли соревнования между различными командами родителей с детьми.

«Уговариваю знакомую молодежь, которая впервые голосует: придите на участок, — поделилась Елена Салова и улыбнулась: — Получите большую пористую шоколадку. Но ничто их сейчас не интересует».

Подхожу к столу, чтобы получить два бюллетеня и проголосовать за одного из кандидатов в губернаторы и за местную власть. Девушка быстро находит меня в списках, улыбаясь, протягивает бюллетени.

«Скажите, а кто был первый голосующий?» — спрашиваю.

«Ой, это был мужчина, — говорит член комиссии, — он торопился на работу, поэтому пришел раньше, чем открылся участок».

«А как голосовать — крестиком или палочкой?» — вдруг раздалось сзади. Бабушку подвели к столу, выдали бюллетень, объяснили, рассказали...

Наблюдатели от каждой партии сидели недалеко от прозрачных урн и следили за процессом. «Какие-то нарушения заметили?» — «Да никаких, — ответил один из них. — Основные нарушения могут быть при проверке бюллетеней».

В это время несколько избирателей с чувством выполненного долга направились в школьную столовую, где находился буфет с горячими пирожками по 17 рублей и ватрушками по 60 целковых, но описывать, что и почем продавалось в буфете, не станем, ибо, как сказала одна моя коллега, мы каждый год пишем про пирожки, становится скучно. Так что в этот раз обойдемся без пирожков.

Из Москвы на выборы прибыл целый десант ВИПов

Валентина Матвиенко, Вадим Тюльпанов, депутаты Госдумы от Петербурга проголосовали в Северной столице.

В стране прошел единый день голосования. В 30 из 85 субъектов Федерации выбирали глав регионов, а в 14 регионах сформировали местные парламенты. Наблюдатели отмечают высокую активность крымчан, в том числе и севастопольцев, которые избирают Госсовет и Заксобрание.

В Петербурге одновременно с губернаторскими проходили и муниципальные выборы. Особенностью этих выборов стала небывалая активность «досрочников» — заранее проголосовали 9% избирателей.

По подсчетам экспертов, в полдень явка составила около 13%. Напоминаем, на губернаторское кресло претендуют пять кандидатов: врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко («Единая Россия»), Андрей Петров (партия «Родина»), Ирина Иванова (КПРФ), Тахир Бикбаев («Зеленые»), Константин Сухенко (ЛДПР).

С большим отрывом от остальных кандидатов идет Георгий Полтавченко, срок полномочий которого истекал в августе 2016 года, однако Георгий Сергеевич выказал желание досрочно пойти на выборы и президент принял его досрочную отставку.

Всего в городе работали 1865 избирательных участков, в том числе 32 закрытые площадки в учреждениях здравоохранения. На случай террористической угрозы были подготовлены 18 автобусов с оборудованными в них нестационарными площадками для волеизъявления граждан.

Каких-либо серьезных нарушений на избирательных участках зафиксировано не было, зато были замечены высокие гости, приехавшие из одной столицы в другую. Глава Совфеда Валентина Матвиенко проголосовала на площадке на Кавалергардской улице.

Вместе со спикером Совфеда, которая приехала на участок с сыном Сергеем, туда прибыли и председатель ЗакСа Вячеслав Макаров, и вице"губернатор Игорь Дивинский.

Валентина Матвиенко, одетая в голубой плащ под цвет губернаторского бюллетеня, надо думать, проголосовала правильно, ведь в случае избрания Георгия Полтавченко главой города Валентина Ивановна, вероятно, снова станет сенатором от Петербурга.

Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов, так же как и его шеф, приехал в Петербург исполнить свой гражданский долг: сенатор проголосовал по месту прописки, то есть в школе №284 Кировского района.

«Выбор был несложный, потому что в Петербурге практически безальтернативное голосование. Я всегда хожу голосовать, не пропускал многие годы. Это необходимо делать, это активное избирательное право по Конституции», — заявил Вадим Альбертович «Русской службе новостей».

И конечно, врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко не остался в стороне: пришел проголосовать на участок №1659, расположенный в гимназии №56 на Крестовском острове. Раскрывать свои карты Георгий Полтавченко не стал, выдохнул только:

«Всё» — и опустил бюллетень. Но, конечно, нетрудно догадаться, за кого отдал свой голос Георгий Сергеевич.

↑ Наверх