Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

А нечего было жаловаться!

История мытарств грамотной пенсионерки

Неприятности у Ираиды Ильиничны Старовойтовой начались в 2008-м. Как раз тогда она накопила денег на ремонт своей крохотной «двушки» и стала искать мастеров, которые сумели бы быстро и дешево облицевать кафелем ее ванную и туалет.
Напуганная рассказами о ремонтных жуликах, она на свою беду связалась с «официальной» ремонтной структурой, рекламку которой нашла у себя в почтовом ящике. Название этой фирмы теперь нередко снится ей в кошмарных снах — ООО «Северо-Западная группа».

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Дешево и сердито
Наученная долгими годами бухгалтерской службы, Ираида Ильинична потребовала от фирмы заключения договора — каковой и был ей представлен в наилучшем виде, со всеми возможными гарантиями. Но вот на стадии выбора ремонтной бригады она допустила прокол: согласилась на предложение директора Владимира Резчикова и допустила к работе китайцев. Впрочем, аргументы его были вполне убедительны: обещал скорость, высокое качество и дешевизну.

Не соврал Резчиков только в первом: китайцы действительно сделали все крайне споро. Единственное, что насторожило Ираиду Ильиничну, — количество плиточного клея: на стандартный панельный санузел китайцы потребовали купить аж 12 мешков! Впрочем, все они пошли в дело: пожилая женщина ни разу не видела, чтобы китайские рабочие выносили из ее жилья какие-то емкости со стройматериалами. Ну а тот факт, что ремонтники клали под плитку чуть ли не 10-сантиметровый слой клеящего раствора, ее поначалу не насторожил: вдруг так по технологии  положено!

Несколько дней грязи и пыли — и все, счастье настало: ванная и туалет преобразились совершенно. Отдав положенные по договору 16 тысяч, Ираида  Ильинична вздохнула свободно. Жаль, ненадолго: через месяц новенькая плитка обвалилась.

Виноваты, но исправим
Пенсионерка стала звонить в «Северо-Западную группу» с претензиями — и там ее опять приняли с распростертыми объятиями. Обещали: да-да, все сделаем. Правда, успокоительные заверения не имели никаких последствий.

Примерно раз двадцать милая девушка Марина Иродиади заверяла свою клиентку, что мастера «вот-вот» придут и все заменят за свой счет. Такие же заверения она дала Обществу защиты прав потребителей, в которое пожилая женщина обратилась за помощью. Вот только результатов все не было и не было — примерно этак с год. До тех пор, пока рассерженная настойчивостью клиентки Марина не брякнула сгоряча: не хотите ждать — обращайтесь в суд.

Судебные страдания
Ираида Ильинична совету последовала. Тем более что по статусу своему вполне могла рассчитывать на бесплатную юридическую помощь: помимо того что она пенсионерка и инвалид второй группы, она еще и ветеран войны — в статусе узницы фашистских концлагерей.

Бесплатную юрпомощь ей действительно оказали — и это единственное светлое пятно во всей этой истории.

Адвокат Ольга Чалова помогла клиентке составить грамотное заявление в суд, собрать другие необходимые документы и даже несколько раз представляла ее в судебных слушаниях. Как оказалось, это было действительно необходимо: тяжба Старовойтовой растянулась на восемь судебных заседаний.

Самым замечательным перлом процесса было утверждение господина Резчикова о том, что клиентка… сама виновата, что плитка обвалилась. Нечего, мол, было дешевую покупать. А еще Старовойтову заставили оплатить экспертизу (10 тысяч рублей), которая лишь подтвердила выводы, и без того понятные из представленных суду фотографий.

Суд Ираида Ильинична выиграла. Да еще и, так сказать, с запасом. Вместо потраченных ею 16 тысяч на «китайский» ремонт суд признал за ней право на получение 78 тысяч — в возмещение затрат не только на ремонт, но и на материалы (включая «дешевую» плитку по 275 рублей за квадрат), на экспертизу и даже моральный ущерб. Фанфары!

Пациент скорее мертв
Исполнительный лист по делу Старовойтовой против «Северо-Западной группы» поступил в службу судебных приставов Адмиралтейского района в мае 2010 года. В сентябре старушка навестила пристава М. в первый раз — узнать, когда же она получит свои деньги. Пристав минут 15 рылся в папках, пока не нашел нужную, — и пообещал отправить все запросы.

В декабре визит повторился — и пристав объяснил, что сделать ничего нельзя: счета у фирмы пустые, ее руководство он найти не может. О том, что бывший директор Резчиков из нее давно уволился, Ираида Ильинична случайно узнала еще в ходе суда — хотя он по-прежнему представлял ремонтников по доверенности.

Однако она посоветовала приставу обратить внимание на нового директора фирмы Марину Иродиади. Теперь именно она возглавляла эту нехорошую структуру. М. пообещал — и даже сделал. Вот только как — Старовойтова узнала уже из ответа на свою жалобу в городскую прокуратуру.

Как оказалось, судебный пристав даже повестки направлял не должным образом. Неудивительно, что по ним никто не являлся.

— Ну почему все так происходит? — не выдержала старушка. — ведь я же все правильно сделала, выиграла дело, когда же получу свое?

На что получила ответ господина пристава: а нечего было в прокуратуру жаловаться. Может, все и уладилось бы...

ОП поможет. Но только — чем может
В условиях, когда государственные структуры имитируют бурную деятельность по защите частных интересов отдельно взятого гражданина, остается рассчитывать только на помощь со стороны. Ираида Ильинична обратилась в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы». И наши юристы увидели несколько возможностей, которые она пока не использовала. В частности, помогли ей составить письмо с претензиями Главному судебному приставу по Санкт-Петербургу. Кому, как не ему, контролировать работу собственных подчиненных! Между прочим, в России уже больше года действует федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». По нему государство берет на себя финансовую ответственность перед людьми, пострадавшими от судебной волокиты или от неисполнения судебных решений.

Госпожа Старовойтова вполне может еще раз обратиться по этому поводу в суд. Особо доказывать ей ничего не придется, грамотное заявление поможет составить адвокат — она по-прежнему имеет право на бесплатную юридическую помощь.

Напомним, право на компенсацию от государства имеют граждане, судебные решения по делам которых не исполнены более полугода, при этом они применяли все доступные им способы ускорить решение вопроса. Под оба критерия Старовойтова подпадает.

Вот только нужен ли судебным приставам Петербурга такой позор на свою голову? Может быть, стоит самим начать крутиться? Ведь за свою работу они сейчас получают немалые деньги. Ну а если не умеют — можем подсказать.

Фирму, которую они полтора года якобы не могут найти, равно как и ее руководство, мы обнаружили в Интернете через три клика мышкой. И даже успели пообщаться с ее представителями: нам пообещали ремонт нашей «однушки» в рекордный срок и на исключительно льготных основаниях, так как работают только гастарбайтеры.

А дальше — внимание: когда я потребовала, чтобы со мной заключили договор, пообещали и это. Даже сказали, что договор аж на 16 страницах — и очень качественный, как и будущий ремонт. Вот только конфиденциально предупредили, что все равно он… никого ни к чему не обязывает. А что, опыт есть...

 

Марина ГЛЕБОВА
↑ Наверх