Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 8 мая 2024

«Абсолютно потерянных картин быть не может»

Анастасия Курёхина, вдова знаменитого музыканта Сергея Курёхина, директор и продюсер Центра современного искусства его имени, поделилась своим мнением о скандале, связанном с картинами «Новых художников» и Сергеем Бугаевым (Африкой)

Напомним, что четверо живописцев из группы «Новых» — Олег Зайка, Евгений Козлов, Инал Савченко и Олег Маслов — подали иск в отношении Сергея Бугаева (Африки), с требованием вернуть им картины, которые считались утерянными с 1980-х годов. И вдруг они появились, словно из небытия, в мае 2013 года на организованной Бугаевым выставке «Асса: последнее поколение ленинградского авангарда».

Анастасия Курёхина.

Чтобы понять ситуацию чуть лучше, корреспондент «ВП» обратился за комментариями к Анастасии Курёхиной, директору и продюсеру Центра современного искусства им. Сергея Курёхина.

— Как вы видите сложившуюся ситуацию?
— Честно говоря, здесь все достаточно просто: картины у Африки могли забрать по решению суда лишь в том случае, если у него не было на них документов.

— Как картины вообще могли «пропасть» и оказаться в частном хранении?
— Художники дают картины для экспозиции, а затем порой просто забывают их забрать, это случается весьма часто. Забыть-то забыли, но вспомнили, когда их работы всплыли на выставке, где и были замечены. 

— Чем, по-вашему, обусловлен столь заметный рост цен на картины ленинградских художников 1980-х?
— То было необычное время, когда все начиналось, и эти картины — часть той яркой и странной эпохи. Тем более, уже очень многих художников нет в живых, что часто делает работу еще более ценной. Они словно исторические документы, свидетели событий.

Выставка «Удар кисти» в Мраморном дворце, посвященная деятельности объединений «Новые художники» и «Некрореализм».

— Как думаете, могли ли художники «внезапно вспомнить» о своих работах именно из-за того, что появилась возможность выгодно продать?
— Вполне, и это нормально. Кстати сказать, весьма возможно, что это одни из тех картин, которые провозились в декорациях «Поп-механики» в Англию, в Финляндию, так как иным образом их из СССР тогда вывезти было невозможно. Может быть, именно тогда они и могли попасть к Африке. С другой стороны, он приложил очень много усилий для того, чтобы художники могли выставляться, чтобы мир увидел их работы, и мог посчитать, что это — нечто им заслуженное. Я на самом деле не в курсе подробностей этой истории, вышла она не очень красивой. Мне не верится, что художники, например подарив когда-то картины, могли вдруг потребовать их обратно. Значит, они их и не дарили. Мне кажется, что эти работы где-то лежали у Африки, а он их решил вытащить на свет к выставке. Естественно, про них все вспомнили.

— Возможно ли еще появление «утерянных» и «чудом нашедшихся» картин той эпохи?
— Конечно! Например, в Москве была украдена целая выставка, на которой были представлены декорации «Поп-механики», в том числе и знаменитый портрет Сергея Курёхина, который висел на заднике на многих перформансах. Тогда в Доме кино была большая выставка, куратором которой выступал Тимур Новиков, к тому моменту уже потерявший зрение. Один из его подручных сказал ему, что всю выставку соберет и привезет, после чего выставка пропала. Говорят, что в Европе остались какие-то ее следы, время от времени что-то всплывает. Мне кажется, что абсолютно потерянных картин быть не может — они все где-то ждут своего времени и рано или поздно «найдутся», и чем дальше нас время уносит от 1980-х и 1990-х, тем больше для этого предпосылок: картины растут в цене, свидетелей событий того времени все меньше.

Выставка «Удар кисти» в Мраморном дворце, посвященная деятельности объединений «Новые художники» и «Некрореализм».

— Как вы вообще относитесь к данной ситуации?
— Я считаю, что в подобных случаях нужно договариваться, а не подавать в суд: на мой взгляд, это слишком жесткая мера, тем более раньше все были частью одного целого. Конечно, неизвестна судьба их переговоров, мне неизвестно, как они умудрились дойти до жизни такой, забраться в такой тупик, но это говорит лишь о том, что их отношения перешли в стадию открытой конфронтации. Сейчас Фонд им. Сергея Курёхина регулярно получает в дар от художников разные работы, и мы изначально настаиваем на подписании документов, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо неудобных ситуаций. Но в те времена, естественно, бумаг никто не подписывал, все было на словах, на взаимном доверии, как, собственно, и при проведении выставок.

↑ Наверх