Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Адские видения братьев Чепмен витают над Эрмитажем

В конце октября должна открыться выставка английских художников братьев Чепмен «Конец веселья»

Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа разработал интереснейшую программу, о которой корреспонденту «ВП» рассказала Софья Кудрявцева — руководитель центра, кандидат искусствоведения.

Радикальные художники — наследники Босха и Гойи, Сальвадора Дали и Рене Магритта


Из молодых британских

— Выставка известных английских художников Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья» будет представлена петербургской публике в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Надо сказать, что далеко не все зрители воспринимают выставки современных художников в эрмитажных залах положительно. Многим кажется, что наш прекрасный музей предназначен только для классического искусства, а для показов современных работ больше подходят галереи. Вот почему как дополнение к выставкам проекта «Эрмитаж 20/21» родилась образовательная программа, которая помогает многим зрителям лучше понять новую эрмитажную выставочную политику. Конечно, многие работы современных, особенно молодых художников, представленные на эрмитажных выставках, — отнюдь не шедевры. Да и участники этих выставок еще не заняли свое место в истории искусства. А если они и получили признание сейчас, то нельзя сказать точно, будут ли они так же известны в будущем. Например, из группы молодых американских художников, чьи произведения в Эрмитаже показывали на выставке «Америка сегодня» в 2007 году, быть может, останутся в истории один-два. Что касается выставки братьев Чепмен, то эти британские художники уже лет десять реально имеют международную известность. Они входят в элиту мастеров мирового современного искусства и вполне вписываются в музейное пространство. Не секрет, что известность братьев Чепмен имеет оттенок скандальности, во многом связана с их коммерческим успехом. Они входили в группу «Молодые британские художники», основанную в Лондоне в 80-х годах. Одним из наиболее влиятельных лидеров этой группы, в частности, был ныне известный каждому Дэмиен Хёрст (его выставка демонстрировалась несколько лет назад в Мраморном дворце Русского музея. — Прим. авт.). С художниками из YBA («Young British Artists») связан расцвет современного английского искусства и выход его на международную арену. Человеком, много сделавшим для того, чтобы эти художники стали популярными и коммерчески успешными, был известный английский искусствовед и куратор Норман Розенталь. Добавим также, что их успеху способствовал один из самых влиятельных коллекционеров — Чарльз Саачи, который начал активно приобретать их работы. Именно Розенталь сделал первую выставку молодого британского искусства и показал ее в США.

В их творчестве много перекличек с английским готическим романом

— Я читала, что тогдашний мэр Нью-Йорка Джулиани пытался запретить эту выставку. У него не вышло. Но если у нас вдруг кто-то сочтет выставку Чепменов шокирующей и вредной для общественной морали и захочет запретить, боюсь, у него выйдет…

— Вы упомянули о скандально известной выставке «Сенсация», в которой принимали участие все известные представители «Молодых британских художников»: от Хёрста до братьев Чепмен. Да, вокруг этой выставки в Бруклинском музее был большой скандал. Но не будь выступления мэра Джулиани с его призывом к запрету, то, думаю, особого ажиотажа она бы не вызвала. В данном случае выступление мэра только подогрело интерес. Вообще Америка — пуританская страна. В Европе такие выставки не вызывают подобных протестов.

У нас в России другая ситуация. Вспомним хотя бы недавнюю историю с судом, к которому привлекли куратора выставки «Запретное искуство» Андрея Ерофеева и директора Фонда Сахарова Юрия Самодурова, где проходила выставка, по обвинению в оскорблении чувств верующих и Русской православной церкви. В конце концов в тюрьму их не посадили, но приговорили к выплате огромного штрафа. На Западе такое случиться не могло, там все же больше свободы и другие традиции. Обращусь хотя бы к известной истории венских акционистов, которые в 1970-х годах делали свои жутковатые публичные акции, воспринимавшиеся, безусловно, кем-то из верующих людей как издевательство над религией. Однако художники совсем не ставили перед собой задачу кого-то оскорбить, это был художественный акт, жест, перформанс, целью которого была демонстрация свободы самовыражения. В свободной стране те, кому подобное не нравится, претит, не требуют расправы с художниками, а просто не ходят и не смотрят. В результате ничего страшного не произошло, никакого урона церкви и ее статусу эти художники не нанесли.

Они пугают, а нам не страшно

— Почему ужасы так востребованы? Может быть, потому, что они помогают вытеснить какие-то собственные реальные проблемы? Одиночество, страх перед будущим?

— Мне кажется, что у нас в России отношение к ужасам иное, чем на Западе. Еще перед открытием выставки Чепменов в Эрмитаже (выставка откроется 19 октября) мы в Молодежном образовательном центре Эрмитажа специально создали несколько программ, которые должны стать своего рода «мостом» между реальностью нашей жизни и «реальностью» братьев Чепмен. Одна из программ называется «Они пугают, а нам не страшно». Это творческий проект, в котором участвуют студенты. Они будут делать клипы, видеофильмы, комиксы по мотивам творчества братьев Чепмен, потом мы представим их работы в Молодежном центре. На самом деле нам, наверное, не очень страшно то, что делают братья Чепмен. В их творчестве присутствует ирония, своеобразное английское чувство юмора. Мы в России другие, более закаленные трудностями бытия, если можно так выразиться. Ужаса при виде работ Чепменов не испытываешь.

На Западе отношение к жанру «horor» иное. Там все-таки более спокойная, стабильная, благополучная жизнь. Конечно, не у всех, но я говорю про средний класс, представители которого в основном и посещают выставки современного искусства. Искусство, подобное тому, что делают братья Чепмен, — для них. Интеллектуалы наслаждаются этими «страшными видениями», на мой взгляд, потому, что подобное искусство действительно будоражит какие-то темные чувства, которые обычно у цивилизованного человека спрятаны где-то глубоко внутри. Опять приведу в пример «Венских акционистов», которые снимали свои акции на видео. Они резали себя перед камерой, истекали кровью, разрывали на части живых куриц, других животных… Смотреть на это невозможно. Я лично просто закрываю глаза и ухожу. Но я понимаю, что у этих благополучных, воспитанных в традициях западной культуры и религии людей была потребность освободиться от оков цивилизации, им хотелось прикоснуться к запретному, темному, животному началу, чтобы кровь быстрее текла в венах, чтобы эмоции бурлили. И это был протест против буржуазного искусства, жизни слишком сытой и спокойной, не случайно это явление родилось именно в Вене, столице тихой благополучной Австрии. Познав это, художники продолжали жить в своем комфортном мире. Шоковая терапия в современном искусстве существует до сих пор, не только в Европе, США, но теперь она появилась и у нас. Но у нас это выглядит несколько искусственно. В нашей жизни достаточно разнообразных шоковых ситуаций. В России сейчас некоторые молодые художники прибегают к испытанным приемам, не­однократно использованным 30 — 40 лет назад на Западе, чтобы получить скандальную известность. Возьмем хотя бы акции группы «Война». Для тех, кто знаком с историей актуального искусства на Западе, они не выглядят оригинальными.

18 плюс

— Мне нравятся ужасы другого рода — готика, вампиры, которые вытесняют реальные страхи чем-то мистическим, красивым, романтическим…

— Мы подготовили к выставке цикл лекций, который помог бы публике погрузиться в атмосферу разных направлений, связанных с этой тематикой — очень популярной в разные временные периоды не только в изобразительном искусстве, но и в кино, литературе, в массовой культуре. В результате у нас получилась интересная смесь лекционных тем: от классики жанра в изобразительном искусстве до «шоковой терапии» в «contemporary art», ужасы в готическом английском романе XIX века, ужасы в кино... И все это для того, чтобы ввести в исторический контекст творчество Джейка и Диноса Чепменов. Творчество Чепменов очень европейское, в нем явно прослеживаются связи со средневековой живописью, с образами Гойи. С другой стороны, они воспитаны в традициях своей национальной культуры. В Англии странная и страшная история доктора Джекила и мистера Хайда, придуманная Робертом Стивенсоном, готические романы про Дракулу и вампиров, созданные Мэри Шелли и Анной Редклифф, известны каждому школьнику. Многие наши соотечественники знают фильмы про Дракулу и вампиров, но вряд ли представляют, что все эти образы пришли из английских романов XVIII — XIX веков. Лекции проходят в Молодежном центре раз в неделю по пятницам (последняя — 11 октября) и пользуются большой популярностью среди молодежи.

Я надеюсь, что после них наши молодые зрители обязательно придут на выставку и попробуют понять, что же хотят выразить в своем творчестве эти странные современные английские художники.

В нашем цикле лекций есть еще одна актуальная тема: «Ужасы как продукт потребления в массовой культуре». Но мы не будем читать лекцию на эту тему, а хотим устроить дискуссию с нашими слушателями, чтобы обсудить с ними то, как массовое сознание влияет на ужасы и как ужасы влияют на массовое сознание. И почему люди прилипают к экранам телевизоров и газетам, когда там показывают или пишут о катастрофах, несчастных случаях, войнах.

— Я видела, что некоторые лекции цикла «Адские видения братьев Чепмен» уже помечены маркером «18+».

— Да, я думаю, что детям не надо какие-то вещи показывать, даже если они относятся к истории искусства: лекции будут сопровождаться слайдами и видеоклипами со сценами насилия, жестокими издевательствами, оргиями, вакханалиями и прочими проявлениями «шоковой терапии» некоторых направлений в современной культуре. Это все для взрослых, причем тоже не для всех, а для определенного круга. А на выставку братьев Чепмен стоит сходить всем хотя бы для того, чтобы получить представление о современном искусстве, не избегающем тем жестокости и ужасов. Это явление существует, и, нравится оно нам или нет, мы должны попытаться понять, почему оно привлекает к себе множество людей. И почему многих отвращает. Кстати, выставка Чепменов, которая символически названа «Конец веселья», откроется в зале Главного штаба. В зале рядом с ней будет показана серия графических листов Франсиско Гойи «Ужасы войны». Во время работы выставок наши сотрудники будут проводить там занятия-дискуссии. К закрытию выставки будет организован круглый стол «Скандал как средство стать популярным художником». Приходите. Будет интересно.

 

↑ Наверх