Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Африка, архаичная и современная

Музей городской скульптуры продолжает знакомить с частными коллекциями современного искусства в серии проектов «Раритеты». До 29 августа музей приглашает на выставку африканского искусства из коллекции Игоря Копытцева.

Петербуржец Игорь Копытцев (1966 — 2009), коллекционер и путешественник, собрал более 2000 образцов традиционной африканской скульптуры, живописи, текстиля, а также крупнейшую в России коллекцию записей африканской музыки. Участвовал в нескольких проектах в галереях и музеях Санкт-Петербурга и Москвы, написал пока не опубликованный роман об Африке «Континент», передал в дар Кунсткамере и Музею истории религии несколько коллекций. В возрасте 43 лет Игорь Владимирович скончался во Фритауне (Сьерра-Леоне) во время очередной экспедиции. Коллекция предоставлена для экспозиции вдовой Копытцева О. А. Карповой.

Ткань канга с надписью «Мидии поменяю на деньги, всякой вещи найду применение» (язык суахили). Суахили. Танзания.


На церемонии открытия заведующая научно-экспозиционным отделом Музея городской скульптуры Анна Лебедкова напомнила, что Новый выставочный зал представляет искусство Африки в Петербурге не впервые: в 2010 году здесь прошла выставка традиционного африканского искусства «Habari Африка» из собрания Рейнхардта Климмта (Германия), в 2011-м — выставка памяти выдающегося африканиста и антрополога Владимира Арсеньева «Человек трех миров». «В нашем городе нет пока музея, где африканское искусство было бы представлено именно как искусство, — подчеркнула Анна, — поэтому особенной популярностью выставки пользуются среди студентов художественных вузов».

«Основная цель этой выставки, мне кажется, — развеять предубеждение, что в Африке ничего не происходит, что там нет современного искусства», — добавил художник Игорь Иванов, оформивший экспозицию.

В основном на выставке представлены предметы ритуального искусства, но — на ритуальных шлемах-масках (они сделаны в виде человеческих голов) современные головные уборы типа кепки, да и типажи, изображенные художниками, сильно напоминают нынешних людей. Современность африканского искусства заключается и в том, что оно начиная с ХХ века сильно влияет на европейское и некоторые черты африканской жизни — на нашу теперешнюю жизнь. Например, вы наверняка обратите внимание на ткани канга, украшенные затейливым орнаментом и нравоучительными изречениями на суахили. Так вот, ткани канга — это «слинг», то есть устройство для ношения грудного ребенка, которое сегодня хорошо известно.

 

Фото автора
↑ Наверх