Газета выходит с октября 1917 года Sunday 25 августа 2019

Айседору Дункан сыграла «бенгальская тигрица»

На главной сцене Мариинского театра отпраздновали 80-летие художественной гимнастики

Айседору Дункан называют первой в истории гимнасткой-«художницей». И не случайно юбилей единственного олимпийского вида спорта, родившегося в нашей стране, в Ленинграде, праздновали на исторической сцене Мариинского театра, где выступала легендарная основательница этой дисциплины, которая ради любви к свободному движению отбросила балетки и начала танцевать босиком. 

...Все было пышно и торжественно. Гимнастки в бальных платьях или в шикарных купальниках со стразами, блистая, гармонировали с позолоченными интерьерами в прошлом имперского театра. Подправляли макияж. Причесывались — к определенному неудовольствию постановщиков под руководством Дэниэла Эзралова и главного тренера сборной России по художественной гимнастике Ирины Винер. 

Чемпионка мира Маргарита Мамун в образе Айседоры Дункан, считающейся идейной вдохновительницей художественной гимнастики.

— Я испытываю чувства, что моя любовь «эклектируется» в этом спектакле. А эклектика в зале огромная, — призналась Ирина Винер. — Здесь представлено собрание всех разновидностей художественной гимнастики, всех предметов и всех направлений. Удивительно, на какой уровень она поднялась к своему 80-летию. Я счастлива, что наш вид спорта стал настолько популярным.

Сцену в Мариинке, между прочим, оборудовали, словно гимнастический помост — и то была особая задумка. Более того, Ирина Винер, по ее словам, три дня ждала, когда именно этот зал окажется свободным, и Валерий Гергиев не будет здесь давать спектаклей. А вокруг главной площадки декораторы установили сотни стилизованных колосьев пшеницы — из пластика. В них «прятались» не менее 60 девушек, одетых как ундины — в купальники с фрагментами древесных листьев.

Многие из них представляли элиту спорта. В частности, корреспондент «ВП», сумевший попасть в кулуары театра за несколько часов до праздника, застал там темнокожую спортсменку из ЮАР Грейс Легот, а также «художниц» из Мексики, Южной Кореи, Испании и США. Ну а от Питера была задействована чемпионка мира в упражнениях с отдельными предметами «бенгальская тигрица» Маргарита Мамун. Именно ей досталась главная партия — Айседоры Дункан. 

Директор питерского центра художественной гимнастики «Жемчужина» наблюдала за процессом с явной долей грусти. Ведь она сама ни разу в жизни не танцевала в Мариинке. 

«Весна священная» Игоря Стравинского. Маргарита Мамун.

— В те времена, когда я выступала сама, на эту сцену могли выходить только заслуженные и великие артисты балета, например Рудольф Нуриев, — сказала корреспонденту «ВП» Татьяна Иосифовна. — Конечно, я испытываю некоторое сожаление.  Но зато здесь задействованы питерские девочки, воспитанницы нашего центра. А это свидетельство того прогресса, которого добилась в городе наша художественная гимнастика.

А вот первая в истории нашего города олимпийская чемпионка по художественной гимнастике (но, правда, в группе) Каролина Севастьянова чести выйти на сцену Мариинки удостоилась во время финального дефиле звезд и легенд. Благо спортсменка, признанная на Играх-2012 в Лондоне первой красавицей нашей команды, в шикарном платье ощущает себя легко и свободно, словно профессиональная модель. Ради примерок Каролина приезжала в подмосковный Новогорск, где проводились длительные репетиции спектакля. 

— Непосредственно на сцене заняты лишь действующие спортсменки, но Ирина Винер помнит всех, кто попадался ей на тренерском пути, — пояснила корреспонденту «ВП» Каролина Севастьянова. — В Новогорске сделали такую же сцену, но репетиции не отняли у меня много времени.

Спектакль на музыку Игоря Стравинского «Весна священная» занимал 1 час 8 минут. Впрочем, подготовка к нему шла с 6 сентября — об этом рассказал корреспонденту «ВП» сам постановщик, американец из Лос-Анджелеса с русскими корнями Дэниэл Эзралов, который выступал художественным руководителем и на зимней Олимпиаде в Сочи. 

Эзралова, которого Ирина Винер специально пригласила для реализации проекта (дедушка его, бухарский еврей, еще до революции уехал в Виннипег, в Канаду), оформлял пространство Мариинки под спектакль целенаправленно. Как выяснилось, он отменно знает историю искусств, развивавшихся в Санкт-Петербурге. 

Примадонна Мария Гулегина, Валерий Гергиев, Ирина Винер-Усманова и главный режиссер-хореограф Дэниэл Эзралов на сцене по завершении шоу.

— Если интересно, Мариинский театр изначально строился как цирк, поэтому и я на этой сцене строил свой спектакль как цирковое представление, обращаясь к истокам, — разъяснил он задумку в разговоре с корреспондентом «ВП». — Архитектор Альберт Кавос был сыном композитора, который написал «Ивана Сусанина», оперу, еще до Михаила Глинки, а «Славься, славься русский царь» — наш эффектный финальный аккорд постановки. Пшеничные колосья вокруг сцены тоже не спонтанно были установлены: они использовались в советском гербе, поэтому у нас символизировали «мощь СССР», когда гимнастика и в целом спорт были на высоте, да и Российской империи тоже. Задумка эта наполняет мое сердце радостью патриота.

Кроме того, по мнению Эзралова, художественная гимнастика не только спорт, но и тяжелая самозабвенная работа: на ковре, да и уже потом, когда танцовщица становится мамой и тренером. А тема у Стравинского в «Весне священной» как раз жертвенность. Тем более все это относится к российской художественной гимнастике. Мир женщины-гимнастки держится на терпении и понимании важности преодоления трудностей. 

— Все так, все правильно: мы в тренировках бесконечно боремся с весом и отказываем себе в разных желаниях, — добавила экс-чемпионка мира Ольга Капранова, которая в 2010 году завершила карьеру, а ныне директорствует в московской спортшколе  олимпийского резерва и снимается в телевизионных проектах. — Но гимнастика очень полезный вид спорта: девочка развивает фигуру, мышцы, связки, приобретает красивые ножки, красивое тело, учится пластично двигаться, немного танцевать и слышать музыку. И даже по утрам человек, встав с постели, что делает? Гимнастику. Она важна. А уж художественная гимнастика вообще супер!

Что же, в юбилейный год российская художественная гимнастика — на подъеме. Но спектаклем в Мариинке торжества завершены. «Хватит — напраздновались уже», — отрезала Татьяна Колесникова. Впереди большая работа: сборной России, куда могут войти и питерские девушки, предстоит в этом году стартовать на чемпионате Европы в Белоруссии, чемпионате мира в Германии. А до Олимпиады в Рио-де-Жанейро остается менее двух лет.

Интервью с Ириной Винер читайте в ближайших номерах «Вечернего Петербурга»
↑ Наверх