Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Айвазовский — красота,
но и наша Свирь не хуже

Балтийская медиа-группа привезла в Подпорожье шедевры живописи и Альберта Асадуллина

 

— Альберт Нуруллович! — мужчина лет пятидесяти остановил известного артиста, который перед концертом «в мыле» носился по берегу Свири между установленной на фоне широкой реки сценой и спрятавшимся под осиной звукорежиссерским пультом. — Я из Подпорожья, приехал сюда, в Никольский. Как здорово, что вы приехали. Я с детства слушаю хорошую музыку, и вот у меня просьба... У меня двойная пластинка ваша, как тогда говорили, зонг-опера «Орфей и Эвридика», это уже раритет — подпишите, пожалуйста.

Излучина Свири — уникальное по красоте место.


— Как вас зовут? Сергей? Сергей, это просто фантастика какая-то! Не ожидал. 37 лет прошло, как мы с Понаровской ее петь начали. Подпишу, конечно, только подержите конверт...

Эта и многие другие трогательные сцены предваряли концерт с участием Альберта Асадуллина, Таисии Калинченко и детского хора «Feelармония» для жителей поселка Никольский Подпорожского района. Артистов привезла туда Балтийская медиа-группа. И не только артистов. Картины Левитана, Айвазовского и Рериха в подлинниках были выставлены в большом зале местного Дома культуры. А еще петербургские художники высадились десантом. Они бродили между местными жителями, цепким взглядом выбирая самые самобытные лица, потому что в городе таких уже не найдешь.

Посмотрели Айвазовского, а теперь почитаем «Вечёрку»!

— Вы знаете, — рассказал перед началом концерта корреспонденту «ВП» Альберт Асадуллин, — у меня наверное первый раз в жизни вместо задника на сцене — водная гладь и пароходик дымит. Это искусство в массы без пафоса, буквально. Очень богоугодное дело. И мы постараемся. И я, и Таисия. Мы им отличный звук настроили. Несмотря на то, что зал под открытым небом.

Люди в Никольский съехались со всего Подпорожья, потому что, как рассказала Елизавета Ивановна, стоявшая у сцены с внуком, «с советских времен таких концертов здесь не было. А тогда праздников много было. Артисты приезжали. Народные гулянья были. Теперь же только День железнодорожника отмечают. И дни поселков. И без гастролей. Своими силами».

Альберт Асадуллин с удовольствием подписал пластинку Сергею из Подпорожья.

Сергей, державший под мышкой драгоценный конверт с «Орфеем и Эвридикой» с автографом любимого певца, поправил:

— Нет, был концерт. Юрий Шевчук две недели назад в соседние Важины приезжал. Да Чиж лет пять назад в Подпорожье был. И только они.

И каждый, с кем разговаривал корреспондент «ВП», благодарил организаторов. И все просили: почаще бы...

Если честно, мы опасались, что живопись — небольшие этюды — никого не впечатлит. Во всяком случае, выстави их на Невском, народ бы точно мимо прошел. А здесь — нет, здесь зал был полон все три часа, пока работала выставка. Ну как человек восприимчивый может пройти мимо «Берега моря в лунном свете» Айвазовского! Только и слышалось:

— Красота-то какая!

— Это же Левитан!

— «Песня Леля» — это чудо! Ведь это настоящий Рерих!!!

— Да, Айвазовский — не то, что наша Свирь!

Подлинники Айвазовского впечатлили даже юную аудиторию.

Нет, Свирь тоже красивая. Художники, только приехав, разбрелись по берегу, один бакен на островке из камней приметил, другой пароход на фоне высокого правого берега рисовал.

И люди на Свири добрые. Порисовав пейзажи, художники пошли к местным. Те без вопросов соглашались позировать. А пока позировали, беседовали.

Пенсионер Юрий Иванович объяснял художнику Нине Дьяковой:

— Сельские люди — они добрее, общительнее. Поэтому мы любим и ценим искусство. Тем более что мало его в поселке. Нам в город не добраться, сюда никто не приезжает. Поэтому мы рады любому празднику, любой выставке.

А ветеран Иван Афанасьевич художнику Виталию Боровику хвастался:

— Мне 90 лет. И хоть сейчас на велосипед сяду. Я в соседнем Важине живу. А между поселками сообщения нет. Так было и 90 лет назад, и после войны. Мы тут все на велосипедах с детства. Я помню, на соревнования к велосипедистам поехал. У них спортивные велосипеды, у меня велосипед собран из запчастей от разных других. Но я всех победил и стал мастером спорта. Сейчас тоже все на велосипедах. До станции три с половиной километра. Как еще добраться?

Сцену для концерта организовали прямо на берегу Свири.

Художник Марина Бусарева писала портрет старожила Михаила Алексеева и его пса Боя. Михаил Яковлевич в 1928 году родился в Карелии в деревне Нюхино: «Да уже и нету такой». В войну был в оккупации у финнов: «Было ли тяжело? Да я же пацаном был. Дак, тяжело — не тяжело, даже не знаю». Всю жизнь работал: «У меня образования 5 классов. 24 года лес на тракторе возил. 12 лет судостроительным плотником был. Сейчас верфь-то закрылась. Молодежи работать негде. А у меня пенсия хорошая — 13 тысяч». Недавно похоронил жену: «Вот сейчас тяжело. Что за хозяйка была! Перед смертью говорит: мол, посмотри в шкафу. Посмотрел, а там 60 тысяч. Говорит, это мои и твои похоронные. И точно. 30 тысяч на нее ушло. 30 тысяч остались».

К старику в этот день внучка из Петербурга приехала. Как же вы добирались, спросили.

— Да мы уже привыкли. Я в Гатчине живу. Оттуда еду в Петербург на Ладожский вокзал. Там электричка вечером. Она ночью на Свирь приходит. А со станции уже можно хоть пешком добраться…

Художнику Нине Дьяковой позировал председатель Подпорожского совета узников фашистских концлагерей Юрий Майоров.

Но тут все засуетились. К сцене потянулись. Концерт, который вел тележурналист Александр Малич, начался.

Художники же свернули свой скарб и пошли к автобусу. Им еще пять часов до Петербурга ехать. На концерт не смогли остаться. А один художник из Никольского в Петрозаводск поехал. Звонит нам со станции Свирь возмущенный:

— Это уже хамство. Билет до Петрозаводска тысячу рублей стоит! Потому что, видите ли, поезд. И это еще повезло. Могло вообще мест не быть. А зачем мне на два часа платить как за купе? Если электрички не ходят, пусть билеты в поезда продают по стоимости билета на электричку. Возмутительно!

Но местные не ропщут:

— А что? Автобусы еще на Подпорожье ходят. Оттуда минут сорок до Никольского на автобусе — и дома. Но ни на концерты, ни в музеи мы ехать не можем, потому что, как ни крути, все с ночевкой получается, а ночевать негде.

Поэтому благодарили журналистов. За Айвазовского с Левитаном, за Асадуллина с Калинченко. Приезжайте еще. Скучно здесь.

В Балтийской медиа-группе это понимают.

 

↑ Наверх