Академия имени Штиглица получит национальный статус?
Выдающуюся художественную школу необходимо сохранить
Это теперь, когда знаменитая Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия из «Мухи» превратилась в СПГХПА имени Александра Людвиговича Штиглица, имя выдающегося мецената, банкира у всех на слуху. Кроме того, три года назад ценой неимоверных усилий и длительных переговоров Центр национальной славы (ЦНС) добился возвращения из Новгородского художественного музея в стены академии памятника Александру Штиглицу работы скульптора Антокольского, выполненного в 1887 году специально для ее интерьеров, — чтобы те, кто приходил в вуз учиться, видели, пусть и в мраморе, того, кто когда-то основал в этих стенах Центральное училище технического рисования.
Академии нужны реформы, но не деструктивные.
И нет ничего удивительного в том, что 200-летний юбилей славного барона в академии отпраздновали широко. Помимо мастер-классов и международной научно-практической конференции «200 лет барону А. Л. Штиглицу» прошли круглые столы, дискуссии, на которых обсуждались традиции и проблемы художественно-промышленного образования, перспективы развития академии, сделаны доклады на темы «Семья Штиглиц в России», «Штиглицы — петербургские банкиры, купцы, фабриканты», «Училище барона Штиглица в зеркале воспоминаний». Состоялась и презентация книги историка из Нарвы А. В. Иванена «Ивангородский храм Святой Животворящей Троицы — усыпальница барона А. Л. Штиглица и его семьи. История создания и современность». А затем — вручение гостям конференции памятных медалей и подарков.
«Нам предстоит модернизация и самого вуза, и профессии. Ведь когда барон создавал Центральное училище технического рисования, это, по существу, был 100-процентный эндаумент (фонд целевого капитала. — Л. К.),о котором сейчас в России много говорят, но я пока еще не видел таких учреждений, построенных на спонсорские деньги и заложенных в банк под проценты, на которые бы они существовали дальше, — заметил и. о. ректора СПГХПА Александр Черных. — К сожалению, исторические изменения нарушили этот процесс. И сегодня для академии главное — занять определенную нишу в экономике, потому что здесь остались традиции, осталась школа. А еще нужно восстановить свои позиции в имущественном плане: 138 лет прошло, здание стареет, нуждается в ремонте».
«Да, возникли другие школы — они копируют наше образование и за полгода выпускают дизайнера, который у нас учится пять лет, но это разные уровни квалификации. Наша задача: не замыкаться на себя, а найти применение нашим выпускникам, рассказать о них будущему работодателю. И уже сейчас для магистров мы начинаем сетевой проект с НИУ ИТМО, работаем и с «Ростехнологиями». Ведь основная идея барона Штиглица — чтобы художники пошли в промышленность и повысили конкурентоспособность российских товаров. Этот прозорливый проект и сегодня актуален. И мы будем продвигать его — другого пути нет, иначе потеряем конкурентоспособность», — отметил и. о. ректора.
Однако, несмотря на славные традиции, высокий уровень выпускаемых специалистов и высокие идеи, Художественно-промышленная академия им. Штиглица из-за введения Болонской системы вдруг оказалась неэффективным вузом. Мониторинг, проведенный экспертами Минобразования, причислил вуз к таковым на том основании, что академия только по одному параметру соответствовала образовательным стандартам. Появились тревожные слухи, что СПГХПА хотят «слить», объединив ее с другими вузами — ГАСИ или Университетом дизайна.
Но педагогическая общественность академии даже написала письмо президенту России с просьбой о передаче СПГХПА под крыло Министерства культуры. Но пока вопрос остается открытым.
Вице-президент, руководитель Северо-Западного филиала Центра национальной славы Залина Медоева высказалась за присвоение национального статуса СПГХПА. «Необходимо сохранение преемственности, культурных традиций, и у таких вузов, как академия имени А. Л. Штиглица, — особые задачи в сохранении культуры и национальной идентичности, — заявила Залина Григорьевна. — У такого вуза должен быть особый статус, чтобы никакие новые веяния не стирали бы и не унифицировали наше национальное наследие».
Национальный статус, при котором финансирование будет вестись из федерального бюджета, даст возможность сохранить и школу, и кадры, как сохраняют русскую классическую балетную академию или театральную школу.