Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Акварель великой княжны вернулась в Петергоф

Коллекция заповедника пополнилась «Садом в Палермо»

«Сад в Палермо» — работа великой княжны Ольги Николаевны, дочери императора Николая I. Она входила в альбом из 30 акварелей, проданный несколько лет назад на аукционе «Сотбис». Затем владелец начал распродавать акварели по отдельности. Узнав о продаже «Сада в Палермо», один из российских банков выкупил акварель и на днях передал в дар ГМЗ «Петергоф».

Церемония передачи состоялась в Танцевальном зале Большого Петергофского дворца. Акварель стояла на мольберте, выглядела достаточно скромно на фоне барочного великолепия интерьера.

Представитель банка Александр Горцевский передал акварель директору заповедника Елене Кальницкой.

По словам директора музея Елены Кальницкой, акварель обладает художественной, культурологической и мемориальной ценностью. «В истории Петергофа были две знаковые фигуры, — пояснила Елена Яковлевна. — Это Петр Первый и Николай Первый. При Петре был построен Петергоф, который должен был по замыслу императора стать подобием Версаля и даже затмить его. Николай Первый, правивший Россией в XIX веке, взошел на престол в результате восстания декабристов и решил для себя, что резиденция предков станет исторической, это будет определенная константа. Сам же вместе с семьей переехал в Александрию, где создал для себя резиденцию».

Великая княжна Ольга Николаевна, выросшая в Александрии, стала, по словам директора ГМЗ, одной из главных героинь Петергофа. Она получила прекрасное воспитание и образование. Одним из ее учителей был Василий Жуковский. Уроки рисования ей давал художник Александр Зауервейд, ваянию учил Иван Витали.

В начале 1846 года великая княжна приехала в Палермо, сопровождая Александру Федоровну. Там она встретила наследного принца Карла Вюртембергского, который предложил ей выйти за него замуж. Предложение было принято.

О Палермо великая княжна сохранила прекрасные воспоминания. Вот что она пишет в своих дневниках о прощании с городом: «Весенним днем — розы и апельсинные деревья стояли в полном цвету — мы распрощались с Палермо. Утром я в последний раз стояла у открытого окна, долго смотрела на море, на Монте-Пеллегрино, а затем закрыла глаза, чтобы впитать эту картину».

Акварельные виды Палермо — воспоминания о проведенных в этом городе счастливых днях. На акварели, подаренной музею, изображен сад на вилле Бутера, где принц объяснился Ольге Николаевне в любви.

Свадьбу сыграли в Петергофе. Затем вместе с мужем Ольга Николаевна уехала в Германию, жила в Штутгарте, занималась благотворительностью. В этом городе ее помнят и чтут до сих пор. По мнению Елены Кальницкой, великая княжна была воспитана «в ауре добра и любви».

Елена Яковлевна сообщила журналистам, что в ближайшее время должна выйти детская книга, которую она написала на основе дневников Ольги Николаевны. «В книге рассказывается о том, как воспитывали императорских детей. Я думаю, эта книга будет полезна и детям, и родителям, — заметила Кальницкая. — Мне кажется, что современные родители очень многому могут научиться у родителей XIX века. Во всяком случае у императрицы Александры Федоровны и Николая Первого. Они правильно, умно воспитывали детей».

Кстати

Еще одно событие в Петергофе произойдет 11 июня: в Белом зале Большого Петергофского дворца откроется выставка «Спорт и семья Романовых».

По словам Елены Кальницкой, для Романовых спорт был государственной политикой. Спортивное образование Петр Первый сделал обязательным в военных учреждениях России.

Все Романовы умели ездить верхом, фехтовать, многие увлекались охотой. Своим поведением и обликом они давали пример подданным: расплывшиеся телеса не встречали одобрения.

Самым спортивным императором был Николай Второй. В Белом зале можно увидеть спортивные костюмы императриц, шахматы, шашки, шпаги и рапиры, ракетки для игры в лаун-теннис… 

Старинные деревянные коньки и санки музею подарил журналист Кирилл Набутов. Но самые эффектные экспонаты — 13 старинных велосипедов, принадлежавших некогда царской семье.

«Мы обнаружили их на чердаке Коттеджа, — рассказала Елена Кальницкая. — Велосипеды были необычайно популярны на рубеже XIX — XX веков. По городу можно было ездить только при наличии специальных документов. В Петербурге были велодорожки. А императорские дети катались на велосипедах по коридорам Зимнего дворца».

↑ Наверх