Акварель великой княжны вернулась в Петергоф
Коллекция заповедника пополнилась «Садом в Палермо»
«Сад в Палермо» — работа великой княжны Ольги Николаевны, дочери императора Николая I. Она входила в альбом из 30 акварелей, проданный несколько лет назад на аукционе «Сотбис». Затем владелец начал распродавать акварели по отдельности. Узнав о продаже «Сада в Палермо», один из российских банков выкупил акварель и на днях передал в дар ГМЗ «Петергоф».
Церемония передачи состоялась в Танцевальном зале Большого Петергофского дворца. Акварель стояла на мольберте, выглядела достаточно скромно на фоне барочного великолепия интерьера.
![Представитель банка Александр Горцевский передал акварель директору заповедника Елене Кальницкой.](http://vppress.ru/photo/new/36690.jpg)
Представитель банка Александр Горцевский передал акварель директору заповедника Елене Кальницкой.
По словам директора музея Елены Кальницкой, акварель обладает художественной, культурологической и мемориальной ценностью. «В истории Петергофа были две знаковые фигуры, — пояснила Елена Яковлевна. — Это Петр Первый и Николай Первый. При Петре был построен Петергоф, который должен был по замыслу императора стать подобием Версаля и даже затмить его. Николай Первый, правивший Россией в XIX веке, взошел на престол в результате восстания декабристов и решил для себя, что резиденция предков станет исторической, это будет определенная константа. Сам же вместе с семьей переехал в Александрию, где создал для себя резиденцию».
Великая княжна Ольга Николаевна, выросшая в Александрии, стала, по словам директора ГМЗ, одной из главных героинь Петергофа. Она получила прекрасное воспитание и образование. Одним из ее учителей был Василий Жуковский. Уроки рисования ей давал художник Александр Зауервейд, ваянию учил Иван Витали.
В начале 1846 года великая княжна приехала в Палермо, сопровождая Александру Федоровну. Там она встретила наследного принца Карла Вюртембергского, который предложил ей выйти за него замуж. Предложение было принято.
О Палермо великая княжна сохранила прекрасные воспоминания. Вот что она пишет в своих дневниках о прощании с городом: «Весенним днем — розы и апельсинные деревья стояли в полном цвету — мы распрощались с Палермо. Утром я в последний раз стояла у открытого окна, долго смотрела на море, на Монте-Пеллегрино, а затем закрыла глаза, чтобы впитать эту картину».
Акварельные виды Палермо — воспоминания о проведенных в этом городе счастливых днях. На акварели, подаренной музею, изображен сад на вилле Бутера, где принц объяснился Ольге Николаевне в любви.
Свадьбу сыграли в Петергофе. Затем вместе с мужем Ольга Николаевна уехала в Германию, жила в Штутгарте, занималась благотворительностью. В этом городе ее помнят и чтут до сих пор. По мнению Елены Кальницкой, великая княжна была воспитана «в ауре добра и любви».
Елена Яковлевна сообщила журналистам, что в ближайшее время должна выйти детская книга, которую она написала на основе дневников Ольги Николаевны. «В книге рассказывается о том, как воспитывали императорских детей. Я думаю, эта книга будет полезна и детям, и родителям, — заметила Кальницкая. — Мне кажется, что современные родители очень многому могут научиться у родителей XIX века. Во всяком случае у императрицы Александры Федоровны и Николая Первого. Они правильно, умно воспитывали детей».
Кстати
Еще одно событие в Петергофе произойдет 11 июня: в Белом зале Большого Петергофского дворца откроется выставка «Спорт и семья Романовых».
По словам Елены Кальницкой, для Романовых спорт был государственной политикой. Спортивное образование Петр Первый сделал обязательным в военных учреждениях России.
Все Романовы умели ездить верхом, фехтовать, многие увлекались охотой. Своим поведением и обликом они давали пример подданным: расплывшиеся телеса не встречали одобрения.
Самым спортивным императором был Николай Второй. В Белом зале можно увидеть спортивные костюмы императриц, шахматы, шашки, шпаги и рапиры, ракетки для игры в лаун-теннис…
Старинные деревянные коньки и санки музею подарил журналист Кирилл Набутов. Но самые эффектные экспонаты — 13 старинных велосипедов, принадлежавших некогда царской семье.
«Мы обнаружили их на чердаке Коттеджа, — рассказала Елена Кальницкая. — Велосипеды были необычайно популярны на рубеже XIX — XX веков. По городу можно было ездить только при наличии специальных документов. В Петербурге были велодорожки. А императорские дети катались на велосипедах по коридорам Зимнего дворца».
Метки: Живопись Выставки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов