Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Альберт Чаркин: Мой девиз — «Не ленись!»

Народный художник России 16 декабря отметил 75-летний юбилей

Эту дату традиционно сопровождают еще два юбилея: в этом году — 255-летие Академии художеств, которую Альберт Серафимович возглавлял много лет, и 45-летие его семейной жизни. А это трижды хороший повод побеседовать со знаменитым человеком, который еще и входит в Общественный совет Балтийской медиа-группы,  чем «Вечёрка» и воспользовалась.

Образ Андрея Первозванного — один из самых дорогих для Альберта Чаркина


Я не делал президенту специальных подарков

— Альберт Серафимович, недавно вы были в Москве на мероприятиях Центра национальной славы «Служение Отечеству: события и имена», посвященных памяти преподобной Ефросинии — святой покровительницы Москвы: вы один из авторов Поклонного креста на Рождественском бульваре. Есть у вас и памятник Андрею Первозванному... И я хочу спросить: вы с особыми чувствами, трепетом подходите к работе над образами святых?
— Безусловно. Потому что все, что относится к святости, духовности, — это то явление на земле, что отличает человека от животного и что спасет человека из бездны непонятного и неясного...

— А почему до сих пор не установлен памятник Андрею Первозванному? Ведь он у вас давно готов, и, помнится, вы мечтали поставить его на Московском шоссе...
— Эта работа — апостол Андрей (высота его 4,5 метра) — завершена, но не хватает средств, чтобы перевести его в материал, поэтому пока он в гипсе. Часть работы была проведена при помощи спонсоров, а в дальнейшем, к сожалению, те, кто обещал нам свою поддержку, не смогли помочь, так что теперь мы ожидаем помощи от добровольцев. А пока Андрей Первозванный стоит в моей мастерской.

— Альберт Серафимович, у вас много скульптур — героев литературных произведений — Бендер, Швейк... Кто следующий — поделитесь?
— Не буду делиться, не буду! Они пока в зачаточном состоянии (улыбается).

— Ну хотя бы произведение назовите!
— Древнерусская летопись.

— Хотите вылепить князя Игоря?
— Возможно.

— И где он будет стоять?
— В Старой Ладоге.

Макет памятника Сергею Есенину, созданного скульптором к 115-летию поэта

— В прошлый раз у вас в мастерской  бюст Путина находился… Кстати, а сейчас он там есть? Или вы его подарили президенту?
— Я не делал специальных подарков Владимиру Владимировичу, а его бюст дарю тем, кому считаю нужным и кому это интересно, но при этом широко не рекламирую..

— И кто эти люди?
— В основном наши гости — те, кто приезжает в Россию и бывает в моей мастерской… Их имена не обязательно называть —они взяли для себя на память бюст Владимира Владимировича, потому что кто-то знает его лично, а кому-то нравится его политика…

— И сколько бюстов Путина вы уже раздарили, если не секрет?
— Не помню — два или три.

— Альберт Серафимович, знаю, что у вас есть много идей, которые вы мечтаете воплотить в камне. Это памятники и адмиралу Невельскому, и генерал-губернатору Петербурга, герою войны 1812 года графу Милорадовичу.
— Возможно, и воплощу. Это было бы и почетно, и интересно… Я уже полгода работаю над образом адмирала Невельского. Этот человек открыл для нас Дальний Восток и многое там сделал. Он один из многих россиян, кто утвердил наши границы на Востоке. Хочется сделать ему памятник: он в морском адмиральском мундире, одна рука с картой, другая — на саблю опирается. Высота памятника примерно 4,5 метра, а установить его планируют в Южно-Сахалинске.

Предполагаю одно, а получается другое

— 75 лет — дата весомая. Расскажите о том, что вас волнует, о чем думаете, чем сейчас живете.

— Жизнь у меня обыкновенная. Но я мечтаю по возможности сохранить себя физически для того, чтобы как можно больше поработать в искусстве. Вот и все. А от чего это зависит? От многих причин, и прежде всего — от самого себя. А планы мои… Ну что они! Лев Толстой на сто лет составил планы, а прожил меньше. Так и я: предполагаю одно, а получится другое.

— Для Петербурга что-либо делаете?

— Есть предложения от Центра национальной славы — пока только подумать, как увековечить память генерал-губернатора Петербурга Милорадовича. Вообще мне нравится работать с ЦНС, их целеустремленность и планы, желание возродить славные имена из истории России... Конечно, было бы неплохо, если бы город возобновил конкурс на памятник Чайковскому, выделил бы средства. Ведь у нас нет памятника великому композитору. И я бы взялся за это дело.

Уныния нет

— Знаю, что вы в свободное время не прочь сыграть в шахматы. Для спорта время остается?
— Когда утром просыпаюсь, делаю некоторые упражнения…И ощущаю себя полным идей, сил и здоровья.

— Как бы вы определили сегодняшний этап своей жизни?
— Завершающий этап — но не с унынием, а с надеждой и уверенностью.

— Еще хочу спросить вот о чем: какой из своих работ больше всего гордитесь?
— Той, которая еще только будет делаться.

— Намекаете на князя Игоря?
— Да. И работаю еще над Андреем Первозванным, которого намечаем поставить в Кронштадте, у входа в Петербург со стороны Балтийского моря.

— Часто приходится слышать, как в ответ на вопрос о том, по какому принципу вы живете, многие приводят французский афоризм «делай что должно и будь, что будет...» А что бы вы ответили?
— Я всегда вспоминаю выражение одного великого ученого: «Не ленись!» Как только ты почувствовал, что устал, что ничего не хочется делать, а надо работать, я сразу же вспоминаю этот призыв: «Не ленись!» И стараюсь его всегда придерживаться.

— Альберт Серафимович, «Вечёрка» желает вам и дальше не лениться работать, желает крепкого здоровья, времени, которого всегда не хватает, и оптимизма… Вы же оптимист?
— Абсолютный.

— И у вас, конечно, есть повод для оптимизма?
— Да — глубокая вера в мое Отечество.

↑ Наверх